Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Да здравствует гетто! Власти РФ могут и должны создать привилегированные условия для РПЦ МП


Политическая мифология требует: большому государству, в особенности такому имперскому как российское, нужна Великая Церковь – Reichskirche. Без представления о том, что именно православие остается и будет оставаться стержнем идеологии сильной централизованной власти, не могут обойтись ни российский народ, ни чиновники, им управляющие. По крайней мере, такова пока реальность. Ни заявления правозащитников, ни письма академиков РАН, ни заявления авторитетнейших ученых не могут поколебать этого массового общественного мнения. Любая власть - и сейчас, и в ближайшие годы, - несмотря на возникающие вокруг клерикализации конфликты, должна будет учитывать необходимость поддерживать господствующую, "государствообразующую" (как они любят выражаться) Церковь - а ее место в РФ твердо и надолго заняла РПЦ МП. Для того же, чтобы преодолевать социально-культурные и межрелигиозные конфликты и не усугублять их, надо определиться, в какое именно "золотое гетто" общество готово загнать РПЦ МП.

Священнослужителей РПЦ МП, которые строят свою бессмертную мечту – Reichskirche, – наверное, можно обвинить в жесткости высказываний по отношению к ученым-атеистам и к светскому либеральному сообществу в целом, но нельзя не признать их умения видеть вещи в их реальной исторической перспективе и улавливать конъюнктуру. Духовенство слишком хорошо знает, что в России не бывает полутонов – либо демократический хаос и антицерковные кампании, либо православное сословное царство "с элементами соборности" (или, если хотите, социализма).

Митрополит Кирилл (Гундяев) во время пресс-конференции, посвященной слиянию РПЦ МП и РПЦЗ(Л), утверждал, что не только письмо академиков, но и письмо епископа Диомида являются частью заговора (жидо-масонского или нет - владыка не уточнил), "специально инспирированного отдельными политическими группами в преддверии выборов", так как, по его мнению, "Церковь накануне выборов пытаются изолировать от общественной жизни, загнать в гетто". Как следует из слов митрополита Кирилла, он готов к диалогу с ученым миром лишь наполовину, так как, с одной стороны, хотел бы дискутировать с умершим Сахаровым, а, с другой стороны, с ныне живущим Солженицыным, лояльным РПЦ МП.

Помимо главы ОВЦС МП, об опасности возвращения в гетто говорили такие почтенные представители Церкви как пресс-секретарь Московской патриархии отец Владимир Вигилянский (который упрекает либералов в едва ли имеющемся у них стремлении засадить всех верующих в теплушки), а также глава пресс-службы Московского отделения "Союза православных граждан" и "специалист по Украине" в общественной организации "Институт стран СНГ" Кирилл Фролов. Об этом же в связи с выступлениями академиков РАН заявляли диакон Андрей Кураев, протоиерей Всеволод Чаплин и член Общественной палаты РФ епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). Образ гетто или атеистической реакции стал тем устрашающим символом, который призван вызвать неприятие, страх и одновременно жалость к тому, кто может попасть в это гетто. Эти страхи и ужасы столь ярко представляются священнослужителями, что похожи скорее на загадочную сказку. Гетто – это как зловещая тюрьма Азкабан из саги про Гарри Поттера (само духовенство – упитанное, в черных рясах, клобуках и скуфьях – вполне похоже на волшебников из министерства магии).

Этого гетто боится на самом деле не только Церковь, но и значительная часть светского общества, которое как правило не обращает никаких внимания на "дежурные" указания церковных деятелей действовать так или иначе в вопросах морали, образования или посещения богослужений. При этом, большинство граждан России не хочет терять православие как символ, как средоточие своей истории и оправдание этой жестокой истории, как идентичность. Таким образом, необходимо создать такое "гетто", которое устроило бы РПЦ МП, общество и государство. Однако, как это ни странно, большинство руководителей РПЦ МП и политологов избегают разговора о придании "господствующей" Церкви государственного статуса и о том, в чем конкретно этот статус мог бы выражаться. Поэтому для того, чтобы понять, "какого "гетто" мы хотим", можно, по крайней мере, теоретически представить себе условия превращения РПЦ МП в цивилизованную государственную Церковь. Для этого необходимо:

- принятие Закона РФ о статусе РПЦ МП, в котором бы прямо заявлялось о том, что РПЦ МП как историческая религия (без акцента на нации и империи) имеет в России определенные символические привилегии, которые, вместе с тем, не должны противоречить реальному соблюдению свободы совести и вероисповедания в России, правовому режиму светского государства;

- выделить РПЦ МП ежегодное содержание – от 500 тысяч долл. до 1 млн долл. на обеспечение административного аппарата, поездки Патриарха по стране, помощь епархиям и т.д., контролируя посредством соответствующих инструментов государства расходование этих средств;

- помогать общинам верующих не только восстанавливать памятники архитектуры, но и ремонтировать иные церковные здания, так как построенные в 1990-е годы храмы часто приходят в упадок;

- в силу придания РПЦ МП "государственного статуса", все церковные здания и земля под ними, которые находятся в безвозмездном пользовании, а не в собственности РПЦ МП, оставить в собственности государства, отдав их общинам верующих в бессрочную аренду. Памятники архитектуры также оставить исключительности в государственной собственности, передать Церкви только те культовые здания, которые не затрагивают интересов граждан, музейных работников, учреждений, в них находящихся, и т.д.;

- обязать постановлением правительства РФ все региональные администрации выделять определенные суммы на содержание епархиальных управлений, которые соответствуют персоналу епархий и их реальной работе. Ввести строгий аудит выделяемых сумм и обеспечить общественный контроль над их использованием;

- разработать федеральную целевую программу по поддержке социальной и благотворительной деятельности всех религиозных объединений в России. В рамках программы выделять средства на существующие социальные проекты в самых разных областях (например, наибольшую помощь от государства в реабилитации наркозависимых, при таком подходе, получат протестанты, православные получат средства на работу в больницах, среди детей-сирот, в тюрьмах и т.д.);

- выделить финансирование для преподавания определенного количества часов религиоведческих и культурологических предметов с религиоведческой составляющей, но при условии, что а) этот предмет будет только факультативным, б) будет отвергнут учебник Аллы Бородиной и подобные ему вульгарные пересказы Закона Божия (уже существуют приемлемые для светской школы учебники по ОПК в Смоленской и Белгородской областях), в) будет создана комиссия по рассмотрению конфликтов и споров, а также содержания учебников;

- Запретить священнослужителям использовать государственный статус РПЦ МП для противодействия иным религиозным организациям, ввести штрафы для отдельных представителей духовенства и епархий за публичную дискриминацию инославных и иных религий (вычитать штрафы из государственных средств, выделяемых РПЦ МП).

Представляет ли "государственное православие", огосударствленное в соответствии со специальным договором, наподобие конкордата, угрозу светскому характеру государства и общества в России? Самое интересное, что реальной угрозы светскости, которая отражалась бы на повседневной жизни большинства граждан, не существует. Существует лишь нарушение законных прав и ущемление верующих, принадлежащих к иным, нежели РПЦ МП, конфессиям. Потенциал "господствующей" Церкви, коль скоро уж она господствуют, должен работать для страны.

Учитывая общемировые тенденции секуляризации, Россия вполне может пройти путь отказа от государственной Церкви еще раз, если и когда "дорастет" до зрелого гражданского общества (европейский опыт, который, как говорят, вряд ли применим в России, показывает, что постепенное лишение государственного статуса Церквей, например, в Швеции или Норвегии, дело нехитрое). К официальной Церкви как к государственному институту граждане, как правило, всегда предъявляет высокие требования, что особенно будет заметно в российском уже секуляризованном обществе. Создав "гетто" для государственной Московской патриархии каждый требовательный и свободолюбивый гражданин сможет придти и прибить на ворота Свято-Данилова монастыря эти простые слова: "Arbeitmachtfrei".

Роман Лункин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования