Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Привычная рефлексия "православных граждан". Попытка развернуть пропагандистскую кампанию против строительства нового комплекса Московской мечети демонстрирует низкий уровень политической компетентности лидеров СПГ


Вообще-то организация, именующая себя "Союз православных граждан" (СПГ), отождествляемая в последнее время с единственным, но очень шумным активистом, специализируется на следующих направлениях: борьба с церковной и политической независимостью Украины, противостояние "мифу альтернативного православия" и стоящим за ним загадочным, но очень влиятельным "антицерковным лобби". На этом фоне выпады "православного гражданина" в отношении мусульман смотрятся очень "факультативно", но зато очень рельефно демонстрируют общий уровень религиозно-политической компетентности, прежде всего тех (того), кто выступает с медийными заявлениями от имени СПГ.

После того, как в конце июля была достигнута договоренность о продолжении строительства Московской соборной мечети, неугомонный глава Московского отделения СПГ Кирилл Фролов незамедлительно вывел из своей творческой конюшни изрядно застоявшегося конька - протест против строительства мечети. Использовал он его в последнее время, что называется, по полной программе. Помимо собственно протеста против строительства мечети, в последних заявлениях Фролова содержатся утверждения о том, что муфтий Равиль Гайнутдин заявил, будто русской нации не существует, а муфтий Нафигулла Аширов мало того, что покушался на установленную Конституцией государственную символику, так еще и строительства 30 мечетей требует. Кроме того, "православный гражданин" сообщил читающей прессу общественности, что новая мечеть обязательно будет центром экстремизма и ваххабизма. Вместе, видимо, с офисом Первого канала, у которого, по предлагаемому проекту, с мечетью будет общий гараж.

"Православный гражданин" против мечетей - как одной большой, так и предложенных Нафигуллой-хазратом 30 небольших. Но зато он обеими руками за 14 000 новых православных церквей в Москве (и это при проблемах с посещаемостью нынешних 660!), непременно в каждом микрорайоне. Для того, чтобы, по его словам, "православное большинство", упаси Боже, не молилось в тесноте и толчее. Элементарный подсчет показывает, что для полутора миллионов московских мусульман (а именно так оценивает их численность Фролов) даже новая мечеть на 4-6 тысяч человек не решит вопрос с теснотой. Но для г-на Фролова это не проблема - как-нибудь и в тесноте помолятся, граждане "второго сорта" все-таки.

Возникает вопрос – как подобного рода подходы, тем более публично озвучиваемые, соотносятся с принципом единства основополагающих "традиционных религий" России, православия и ислама, которого на официальном уровне РПЦ МП все-таки доныне придерживается. Кроме того, уровень религиозной практики у большинства "этнических" мусульман в целом повыше, нежели у "этнических" христиан, и мечеть для них играет, помимо культовой, еще и роль центра социального общения.

Несколько удивляет, почему г-н Фролов, обнаружив экстремизм и ваххабизм в еще не построенной, но только запроектированной мечети, не обнаружил такового в пяти активно сегодня действующих местах поклонения московских мусульман. А ведь найти экстремизм очень несложно, если прочитать учебное пособие по новейшей истории ислама в России для учащихся церковно-приходских школ (автор - к.п.н. Силантьев Р.А). Впрочем, если не увлекаться сказками-страшилками для церковно-приходских детей, а понаблюдать вблизи в течение ряда последних лет работу Совета муфтиев России, чем и занимался автор этого комментария, можно уверенно утверждать, что руководство Совета всегда жестко пресекало попытки любых сомнительных проповедей в московских мечетях.

Кирилла Фролова и "православных граждан" вроде бы пугает, что Соборная мечеть разрушит сформировавшийся облик Москвы как православного города. Обоснованное, наверное, опасение, только вот надо было его пораньше высказать. Тогда, когда культурно-историческая среда города была действительно разорвана америкоидными небоскребами, в результате "точечной застройки" исторического центра был изуродован его облик, а многие памятники архитектуры, в том числе и связанные с духовной историей страны, просто исчезли. Не тогда ли это происходило, когда, по версии иных официозных историков, царил "золотой век" русского православия, то есть сталинско-сергиевский конкордат? Но почему-то в тот момент праведного гнева "православных граждан" cлышно не было.

Что касается нынешнего здания Соборной мечети и места, где предстоит ее возвести в реконструированном виде, то оно находится посреди застройки сталинско-брежневских времен, в пустоватой низине между Мещанской слободой и Божедомкой с ее больницами на месте чумных кладбищ. Вряд ли строительство в таком "гиблом" месте, где неспроста еще дореволюционные московские власти разместили религиозное гетто для "татар-магометан", может привести к "болезненному разрыву архитектурной ткани города". Между прочим, и протестов немногочисленных местных жителей против строительства новой мечети неслышно (увы, "православных граждан" среди этих жителей нет). Кроме того, уже известен прецедент, относящийся к эпохе, обладающей непререкаемым авторитетом для порядочного православного гражданина-патриота. Именно тогда, в благословенные времена православного самодержавия, в тогдашней столице великой православной империи мечеть стала одной из архитектурных доминант российского города (речь идет о Санкт-Петербурге). И это обстоятельство было актом признания со стороны помазанника Божия того места и роли, которое занимали мусульмане в российском обществе. И обошлось тогда без "православных граждан".

В целом, суету вокруг еще не построенной мечети можно охарактеризовать как некую совершенно иррациональную рефлексию, цель которой - продемонстрировать: "Шумим, братцы, шумим", то есть работаем, не проедаем втуне президентские гранты. Хотя, по правде говоря, все-таки есть в этой кампании один рациональный момент, а именно: ее "подгадали" к подобной кампании в европейских мегаполисах – Лондоне, Кельне, Риме. Но дело в том, что тамошние кампании строятся также на иррациональной рефлексии – некоем подсознательном страхе, обоснованно возникшем в европейском обществе после серии терактов, а также на том обстоятельстве, что большинство европейских мусульман - это мигранты. В отличие от мусульман российских, являющихся традиционными, автохтонными жителями нашей страны, о чем неустанно их представители напоминают. Кроме того, в Европе эту рефлексию проявляет достаточно незначительная часть христианских и светских радикалов, а заметными их попытки выглядят лишь в контексте нескрываемых попыток Ватикана вернуть себе духовную монополию в Европе.

У рефлексии, кстати, есть одно свойство - она основывается на эмоциях при полном незнании реалий или отсутствии чувства таковых. А было бы неплохо знать, что мусульманский мэйнстрим как в Европе, так в значительной мере и в России, в целом озабоченный собственной адаптацией в ином социальном окружении, всегда дистанцируется от слишком радикальных форм выражения религиозности и политики. Это - установленный факт, который, возможно, не очень по душе многим, пассионарно настроенным мусульманам. Да и христианам тоже.

Единственным результатом всех этих крикливо-пропагандистских акций СПГ будет то, что мечеть, скорее всего, построят, причем быстрее, чем если бы этих акций не было. Уж слишком позиция оппонентов строительства уязвима, да и весовые категории неравные. Но, думается, "православные граждане" скучать не будут и быстро найдут себе новый объект для нападок. Люди они в этом смысле энергичные.

Валерий (Исмаил) Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования