Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В списках значатся. Реализация законопроекта министра Фридмана об учреждении в Израиле института гражданского брака для нееврейских граждан может обернуться трагедией для сотен евреев


Израильские религиозные политики традиционно считались мастерами политического торга. Поскольку крупные израильские партии почти никогда не могут сформировать правящую коалицию без участия религиозных партнеров, ортодоксальные фракции нередко добивались политического влияния, совершенно непропорционального их размеру.

К примеру, в 1965 году лейбористы получили на городских выборах в Тель-Авиве 13 мандатов из тридцати одного, а блок либералов и националистов – 12. В результате блокирующий голос оказался у четырех религиозных депутатов, которые не преминули этим фактом воспользоваться. Согласно коалиционному соглашению, подписанному между лейбористами и ортодоксами, последние получили три места в городском правительстве из восьми, а также добились целого ряда уступок: запрета на любые увеселительные мероприятия по субботам и полного запрета на продажу некошерного мяса.

Еще больших успехов ортодоксальные и ультраортодоксальные партии добились в конце 40-х годов, когда накануне провозглашения независимости сионистскому руководству было крайне важно достичь национального единства. Поэтому, чтобы обеспечить лояльность религиозных евреев, лидеры еврейской Палестины согласились на то, чтобы все вопросы личного права оставались в эксклюзивной юрисдикции ортодоксального раввината, а также приняли ряд законов, гарантирующих права религиозных евреев: суббота и иудейские праздники стали нерабочими днями; во всех государственных учреждениях, включая армейские подразделения, было введено кошерное питание и.т.д.

Нынешний главный раввин Израиля Шломо Амар явно решил не посрамить своих предшественников. Как мы уже писали, недавно между раввином и министром юстиции Фридманом было заключено соглашение, согласно которому религиозные круги не будут возражать против министерского законопроекта об учреждении в Израиле института гражданского брака для нееврейских граждан.

Данный законопроект в Кнессете еще не обсуждался, и когда будет обсуждаться - неизвестно. Причем никто не может гарантировать, что все религиозные депутаты прислушаются к мнению раввина Амара и не проголосуют в решающий момент против. Однако все это не мешает раввинату уже сейчас пожинать плоды своей сговорчивости.

По сообщению прессы, в обмен на сотрудничество министр Фридман дал добро на возобновление списков "подозрительных" евреев, которые, по мнению раввинов, не могут вступать в брак с другими евреями "по закону Моше и Израиля".

О существовании подобных списков широкой публике впервые стало известно в середине 70-х, когда кто-то передал журналистам несколько машинописных листов, содержащих имена сотни еврейских граждан Израиля, которых раввинат тайно объявил либо незаконнорожденными, либо неевреями.

Согласно еврейскому праву, незаконнорожденым (на иврите – "мамзер") считается человек, рожденный замужней еврейской женщиной не от мужа. С точки зрения заповедей, такой человек считается полноценным евреем – его можно включать в молитвенный кворум ("миньян"), он может быть кантором или раввином. Тем не менее, судьба незаконнорожденного трагична: согласно Торе, ему/ей запрещено вступать в брак как с еврейкой/евреем, так и с неевреем/нееврейкой.

Несомненно, изначальной целью данного закона было удержать женщин от супружеской измены. Однако в наши дни большинство мамзеров появляются на свет вовсе не вследствие прелюбодеяния. Во-первых, если еврейская пара разводится не в раввинском, а в гражданском суде, то, с точки зрения иудаизма, этот брак считается нерасторгнутым. И если женщина выйдет замуж вторично, то ее дети от второго брака будут считаться мамзерами. А во-вторых, еврейский закон разрешает вдове создать новую семью, даже если о смерти мужа известно только от свидетелей. Однако если впоследствии выяснится, что первый муж не умер, дети от второго брака оказываются незаконнорожденными.

В прошлом в Израиле уже не раз возникали громкие скандалы, когда еврей, намеревающийся вступить в брак, узнавал, что, с точки зрения раввината, является мамзером. Самый громкий их таких скандалов связан с именами двух израильских солдат, Ханоха и Мирьям Лангер. Накануне Второй мировой войны их мать Ева вышла замуж за поляка-католика, который после свадьбы перешел в иудаизм. Затем семья переехала в Палестину, где в 1942 году брак распался. При этом раввины заверили Еву, что поскольку ее муж перешел в иудаизм не по всем правилам, то нет необходимости в религиозном разводе. После этого Ева вновь вышла замуж, родив в новом браке Мирьям и Ханоха. И вдруг, в 1955 году, израильский раввинат неожиданно признал действительным обращение ее первого мужа – и, следовательно, объявил детей от второго брака мамзерами.

Публичный скандал, связанный с этим делом, продолжался более двух лет, пока, наконец, в дело не вмешался Шломо Горен, в то время главный раввин израильской армии. Он вновь "отменил" обращение первого мужа Евы, тем самым позволив ее детям вступить в законный еврейский брак.

Помимо мамзеров, в "черных списках" раввината значились также люди, чьи предки по материнской линии, возможно, не были евреями (в иудаизме, как известно, национальность определяется по матери). Среди тех, кто оказался в подобном списке, была, в частности, Рина Эйтани – бывшая узница Варшавского гетто, репатриировавшая после войны в Израиль и ставшая депутатом горсовета Назарета. В горсовете Эйтани выступала с резко антиклерикальных позиций, так что местные религиозные политики мечтали при первой же возможности свести с нею счеты. Соответствующий случай вскоре представился: некий доброжелатель подал донос, впоследствии подтвердившийся, что хотя отец Рины действительно был польским евреем, ее мать была немкой-протестанткой. После этого ортодоксы потребовали не только признать неевреями ее двоих детей, родившихся и выросших в Израиле, но и лишить гражданства саму Рину, поскольку та, будучи нееврейкой, не имела права въехать в Израиль по Закону о возвращении.

Особую остроту этому скандалу придал тот факт, что для "разоблачения" Эйтани ортодоксы обратились к архивам Третьего Рейха, где фиксировались сведения об арийском и неарийском происхождении. Публика была шокирована, что документы, послужившие инструментом "окончательного решения еврейского вопроса", были вновь использованы - но уже для торжества еврейского благочестия.

Как видно из приведенных примеров, "черные списки" раввината ставили под угрозу счастье сотен и тысяч людей. Поэтому не удивительно, что израильские власти периодически предпринимали серьезные шаги для того, чтобы если и не уничтожить их полностью, то, по крайней мере, максимально уменьшить их разрушительное воздействие. К примеру, еще в 70-е годы генеральный прокурор постановил, что человек, занесенный в списки, должен быть поставлен об этом в известность (до этого соответствующие бумаги хранились в строжайшей тайне). А в 1995 г. Меир Шитрит – едва ли ни первый в истории Израиля нерелигиозный министр культов - потребовал провести радикальную ревизию "черных списков", после чего из 5 200 "подозреваемых" там осталось всего 200.

Как мы уже писали, законопроект Фридмана имеет множество недостатков. Среди прочего, реализация этого закона будет способствовать дальнейшей фрагментации израильского общества, фактически закрепив законодательно существование новой этнической группы - репатриантов-неевреев, имеющих право жениться только на "своих". Eсли платой за этот закон станет свобода рук в составлении раввинатских "черных списков", тогда к его недостаткам следует добавить еще один: в случае его принятия будет разрушено еще и счастье сотен, а то и тысяч израильских евреев.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru",
Иерусалим


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования