Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Ушел к Ришелье. Кончина кардинала Люстиже – еще один знак завершения "эпохи Иоанна Павла II" в истории католической Церкви. Но так и не ясно, какая эпоха идет ей на смену


Ушел бывший архиепископ Парижский, кардинал Жан-Мари Люстиже. Впрочем, он уже два года как находился на покое, и его уход в череде других знаковых событий подобного рода, словно еще один удар ритмичного метронома напомнил людям – уходит эпоха.

Эта эпоха, на письме обозначаемая двумя крестами (ХХ век), породила не только кровавые и драматические события, такие как вселенские катастрофы Первой и Второй мировых войн, но и трагедии масштабов поменьше, войны не всегда горячие, но от этого не менее страшные. Уходящая эпоха породила также невиданное прежде в истории проявление духовного единства человечества перед лицом глобальной угрозы безбожного нацизма и коммунизма.

Безусловно, существуют разные формы и проявления такого явления как экуменизм, но теоретической основой экуменизма является понимание того, что в мировом сообществе и религиозных кругах растет стремление к толерантному отношению к другим религиям. Историческим воплощением такого подхода стала новейшая эпоха от IIВатиканского собора до начала третьего тысячелетия, а воплощением личностным – Иоанн XXIII, Иоанн Павел II и ушедший вчера, 5 августа 2007 года, кардинал Жан-Мари Люстиже.

Казалось бы, по всем законам жанра, 14-летний Аарон Люстигер, усыновленный аристократической семьей и сознательно принявший католичество, должен был всей своей последующей жизнью и судьбой воинственно отрицать свои корни, свое традиционное духовное наследие. Ведь говорят же об особом комплексе "неофита", да и в нашей российской действительности подобных примеров и поныне хоть пруд пруди.

Но Жан-Мари Люстиже оказался другим человеком. Став католическим иерархом, он продолжал гордиться своим еврейством, тем, что он – единственный из прелатов, говорящий на языке идиш. Называя себя "исполненным иудеем", Жан-Мари Люстиже, уже будучи Парижским архиепископом, однажды сказал: "Я родился евреем и им остаюсь, даже если для кого-то это неприемлемо. Для меня призвание Израиля заключается в том, чтобы нести свет гоям. В этом моя надежда и я верю в то, что христианство есть средство для ее осуществления".

В этих словах многие увидели указание на поддержку государства Израиль, что, кстати, вызвало беспокойство в тогдашней ватиканской курии. Между тем, из контекста видно, что речь идет об иудеях, причем с акцентом на духовный смысл этого понятия. Именно так определялся "Израиль" и в вышедшей в 2002 году книге кардинала под названием "Lapromise" ("Обет"). Более этого Люстиже весьма критично относился к реальному Израилю. В одном из интервью, данных в начале 80-х израильской газете "Едиот ахронот", Люстиже указывал, что в Израиле и в современных израильтянах, погруженных в земные проблемы, очень мало осталось от библейского "народа Божия". О том, что Люстиже понимал еврейство именно в религиозном смысле, свидетельствует и такой факт: будучи принципиальным противником антисемитизма, он красноречиво именовал это явление "антитеизмом".

За покойным кардиналом практически не найдешь слов и, тем более, реальных действий, позволяющих обозначить его как "сиониста" вообще и "христианского сиониста" в частности. Поэтому его противники, в качестве обоснований для упреков кардинала в сионизме, использовали такие факты, как общение на разного рода конференциях и форумах с известным хасидским раввином и ученым из Израиля Адином Штайнзальцем (которого сионистом можно назвать очень условно) или с раввином Рене Сиратом – одним из тех представителей иудейского духовенства, что ответственны за международные контакты. Но именно сионистская "Антидиффамационная лига" обвинила кардинала в том, что он, не будучи евреем, ибо поменял свою веру, выступает от имени таковых. Хотя, согласно принципам Галахи, кардинал Люстиже остается полноценным евреем, ибо рожден от матери-еврейки.

Еще в последние годы жизни кардинала Люстиже человеку, внимательно наблюдающему современные духовные процессы, все более и более становится очевидным, что в западной Церкви идет процесс отхода от религиозной интегральности предыдущей эпохи. Определенная часть еврейского сообщества начала активно "выяснять отношения" с католической Церковью по поводу возможных принудительных крещений еврейских детей в семьях тех французов, которые их укрывали от нацистов. Пока что-то непонятное творится и за "бронзовыми вратами" Ватикана. Общие заверения о верности духу IIВатиканского собора и, одновременно, совершенно определенные высказывания в адрес мусульман, явно не стимулирующие последних на диалог с Ватиканом. Декларации о христианских ценностях (заметим – христианских, а не католических) как основополагающих для Европы и, одновременно, попытки поставить католическую Церковь очень и очень выше других Церквей и деноминаций, публично подчеркивая в этом контексте некую неполноценность последних.

Кстати, чиновники в Римской курии говорят о Папе Бенедикте XVI как о руководителе мало предсказуемом в своих шагах и очень закрытом, в отличие от открытого, советующегося со своим окружением Иоанна Павла II. Трудно судить о мнениях чиновников, но у наблюдателей, наверное, сложилось впечатление о нынешнем Ватикане как о корабле, капитан которого громко командует: "Полный вперед!", а корабль сдает "полный назад". И, судя по тому, что происходит по сравнению с предыдущей эпохой интегрализма, эпохой Иоанна Павла IIи кардинала Люстиже, вся эта сумятица в головах и действиях многих представителей "народа Божия" в мире также служит косвенным подтверждением того, что дела духовные идут куда-то еще, но только не вперед.

А ведь Люстиже недаром рассматривался в 2005 году как возможный "папабиле". Многим казалось, что для продолжения курса нужен именно такой кандидат как Парижский архиепископ – в своей личности объединяющий две родственные духовные традиции, отстаивающий незыблемость церковной традиции и, вместе с тем, по-настоящему открытый практическому межкультурному и межрелигиозному действию...

Кардинал Жан-Мари Люстиже, когда-то, кстати, возглавлявший центр подготовки университетских капелланов имени кардинала Ришелье, последний раз появился на публике 31 мая нынешнего года. Тогда он сказал: "Сегодня я ухожу отсюда к кардиналу Ришелье". С уходом Люстиже, как лица своей эпохи, в историю у последователей традиции Иоанна Павла Второго возникло ощущение пустоты. Но только история, частью которой стал мальчик Аарон-Тов из семьи выходцев из польского местечка Бендзин, может подтвердить или опровергнуть подобного рода мысли и эмоции. Будем надеяться, что в нынешнее динамичное время это произойдет скоро.

Валерий (Исмаил) Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования