Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Святой белогорский этатизм. Религиозно-политическая мифология, созданная белгородским губернатором, обслуживает банальные меркантильные интересы


Евгений Савченко, нынешний губернатор Белгородской области, перед утверждением своим губернаторских полномочий на очередной пятилетний срок областной думой, 16 июня, перед заседанием думы, принял участие в специальном молебне святому Иоасафу, первому епископу Белгородскому. Молебен в Преображенском кафедральном соборе отслужил правящий архиерей Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ МП архиепископ Иоанн (Попов). Вместе с губернатором Савченко перед мощами св. Иоасафа, которые постоянно пребывают в соборе, молились представители местного политического и административного истеблишмента, в частности, председатель областной думы Анатолий Зеликов.

Губернатор Савченко трижды, начиная с 1994 г., избирался на пост главы региона всенародным голосованием. По российским меркам Белгородская область принадлежит к числу экономически благополучных (даже чисто визуально весьма "вестернизированно-европеизированных") территорий России, что связано с наличием разработанных железорудных месторождений, высокодоходных предприятий металлургического комплекса, удачно реализованной ещё в советские годы модели сельского хозяйства, включающей производимую на месте глубокую переработку сельхозпродукции. К этим отраслям после обретения Украиной независимости прибавилась и высокодоходная таможня: основные грузопотоки России в восточные регионы Украины и обратно проходят через Белгородскую область.

Основу политического режима, установленного в современной Белгородской области, составляет контроль со стороны регионального административного руководства за разными отраслями местной экономики. Этот контроль и персонифицирует губернатор – волевой инициативный человек и крепкий хозяйственник-управленец. В белгородской модели роль местной властной корпорации и губернатора сравнима с контрольными функциями за хозяйственной деятельностью органов КПСС и лично первого секретаря обкома.

В ходе разных избирательных кампаний последних лет Савченко и его окружение неоднократно апеллировали к местному патриотизму, в идеологии которого большую роль играют националистически интерпретированные "православные ценности". Особенно наглядно это проявилось в 1998 г., когда о своих претензиях на кресло губернатора Белгородчины заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, и в 2005-м - во время последней кампании по выборам в областную думу, когда политическим оппонентом корпорации белгородской власти выступили родственники московского мэра, пытаясь реализовать на Белгородчине собственные экономические интересы.

С именем Савченко связано создание модели региональной идеологии (патриархальной про своей сути и, может быть, слегка сепаратистской), получившей название "Святое Белогорье". В рамках этой идеологии существуют свои мифы - например, о 1000-летнем Белгороде, который, о чём достоверно известно, на самом деле возник только в период Московского царства (Белгород же Киевской Руси, с которым неумело пытаются отождествить савченковскую столицу савченковские же идеологи, находился южнее Киева).

Первенствующая роль в идеологии "Святого Белогорья" отводится, разумеется, православию в версии РПЦ МП. "Юрисдикционный" момент подчеркивается особо, поскольку в регионе еще с 1990 года заметно представлено "альтернативное" православие и действует епископ Иоасаф (Шибанов) - постоянный член Священного Синода УПЦ КП (а близость к Украине, в том числе культурно-этнографическая, - весьма "соблазнительный" элемент местной сепаратистской идеологии). В свою очередь, ключевая идея самого "Святого Белогорья" состоит в обеспечении преемственности и легитимности местной власти (а отсюда и власти вообще) через посредничество и "благословение" официальной Церкви - Церкви русского народа и "лично президента Владимира Владимировича". Факт, подтверждающий необходимость такой легитимации, связан с местной историей. Белгород в начале XVIII века принадлежал к числу губернских городов, но утратил свой высокий статус в ходе территориальной реформы Екатерины Великой. Однако, несмотря на то, что губернские функции перешли к Курску, Белгород ещё долгое время продолжал оставаться местным епархиальным центром. Свое специфическое понимание роли православия Савченко недавно сформулировал в интервью еженедельнику "Экономика и жизнь. Черноземье". По словам губернатора, православие "не лучше" других религий, но именно оно сформировало российскую государственность.

Инициативы и мифология губернатора оказались созвучны представлениям о симфонии светской и духовной властей, высказываемым местным архиепископом Иоанном (Поповым) – руководителем Миссионерского синодального отдела РПЦ МП, человеком также весьма деятельным. Зримым воплощением "симфонии" стали ежегодные епархиальные съезды духовенства, регулярные выездные заседания епархиального совета, которые походят с участием представителей власти. Еще одним проявлением альянса областной власти и РПЦ МП стало введение в Белгородской области - первом из субъектов Российской Федерации - в обязательный учебный план средних образовательных государственных учебных учреждений в качестве регионального компонента школьной программы пресловутого курса "Основы православной культуры".

Вместе с тем, некоторые аналитики (Сергей Филатов, Роман Лункин) вслед за публикациями конца 1990-х - начала 2000-х белгородского политолога Романа Пырмы поспешили назвать религиозно-идеологические начинания Е. Савченко элементом некой уникальной белгородской системы "земского" самоуправления. Однако декларирование идеи "неоземства" было лишь одной из попыток власти действовать по принципу проб и ошибок. Пытаясь конструировать "неоземство" именно на Белгородчине, Евгений Савченко и люди из его окружения метили на роль "застрельщика-передовика" в общероссийском масштабе, чей опыт окажется востребованным всеми, а главное - Кремлем. К тому же, в ельцинский период было непонятно, на каких началах должно и может строиться местное самоуправление и, вообще, что это такое.

В настоящее время все эти "земские" эксперименты свернуты, и нынешнюю политическую практику белгородских властей никак нельзя рассматривать в качестве каких-то внутренних, едва ли ни "духовно-политических", исканий местной элиты. Идеология "Святого Белогорья" - это теперь, скорее, способ внедрения жёсткой этатистской управленческой модели.

Михаил Жеребятьев,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования