Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Средний гражданин. Институт общественного проектирования нарисовал социологический портрет неверующего – самого характерного жителя России


С самого момента крушения советской власти политики, ученые и деятели культуры пытались понять феномен российского атеизма, однако до конца его разгадать так никто и не смог. Все объяснения массовой безбожности нашего общества в определенные периоды его истории исходили из того, что атеизма не может быть, потому что его не может быть никогда. Причины антирелигиозных истерий назывались в соответствии с этим самые иррациональные: бездуховность интеллигенции перед революцией 1917 года, народ не слышал голоса Церкви и старцев в начале ХХ века, россияне не покаялись за убиение царя-мученика, на русский народ нашло временное помешательство, которое было сродни фашизму в Германии, а теперь все должно само пройти и т. д. Однако ничего само не проходит, и даже после религиозного бума 1990-х годов атеисты сохраняют свои позиции в российском обществе. Более того, стоит признать, что неверие в какой-либо своей форме (не обязательно чисто атеистической) является частью российской культуры и общественной жизни, а неверующие – это устойчивый и неискоренимый социальный пласт, а не постсоветский нонсенс.

Подтверждением того, что неверующие являются частью ядра нашего общества (в том числе и гражданского), является социологическое исследование в рамках проекта "Реальная Россия". Инициатором проекта стал Институт общественного проектирования, который возглавляет Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт" и член Общественной палаты РФ. Непосредственным руководителем исследования является глава сектора социологии Института общественного проектирования Михаил Тарусин. В ходе исследования было опрошено более 15 тысяч человек в 408 населенных пунктах.

Основная часть раздела "Религия и общество" была представлена публике осенью 2006 года. А в марте 2007 года появилась отдельная глава, где был представлен портрет неверующих. На этот раз исследование было напечатано в журнале "Фома".

Результаты опроса условно неверующих людей показали, что резких отличий в отношении к государству, предпринимательству, рыночной экономике и к сильному государству между неверующими и всеми остальными не существует. Такой вывод делает социолог М. Тарусин, подчеркивая лишь, что среди неверующих выше процент мужчин, а среди верующих - женщин. Для корректности, как отмечают социологи, в число неверующих были включены как сознательные атеисты, так и те, кто верит в Бога, но не относит себя к какому-либо религиозному учению (т. е. нецерковные люди). Таковых всех вместе оказалось 30% населения России.

"Неверующими" в нашей стране считает себя довольно значительный процент жителей, особенно если учесть, что мы прошли период восстановления исторических религий и появления новых движений и Церквей, которых ранее в России не было, а отношение к европейскому безрелигиозному либерализму в обществе, как правило, отрицательное. В то же время огромное влияние на общество оказало стремление государства и Церкви культурно идентифицировать русских с православием и конкретно с РПЦ МП, независимо от реальной церковности людей. В итоге если в 1991 году неверующими называли себя 40% (а еще 16% затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к вере), то, по крайней мере, число неверующих сократилось вдвое. Между тем, процент неверующих и не определившихся в 2006 году все равно остался, и его нельзя объяснить лишь наличием поколения, воспитанного в советские годы – ведь в 1917 году неверующих было также 30% населения, как и в 1991 году.

Прежде всего, вывод о том, что "люди, которые говорят, что не верят в Бога, по основным социальным параметрам практически не отличаются от прочих граждан России", говорит, что неверующие – это усредненный тип гражданина в целом с характерными чертами поведения и мировоззрения. В данном случае стоит задаться пока риторическим вопросом: то ли принадлежность к религии большинства не несет для граждан никаких обязательств, о которых они бы поведали социологу, то ли неверующие – это те же самые люди, культурно идентифицирующие себя с православием, только честно говорящие о своей вере в Бога? Место неверующего среди всех опрошенных можно определить, поняв, каков все-таки образ православного. А в рамках проекта "Реальная Россия" портрет православного человека оказывается довольно противоречивым. Из 15 тысяч респондентов 62% назвали себя православными, из них 8,5% социологи обозначали как "активных", так как они несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются. Различие между "умеренными" (в храме – 1 раз в месяц и реже), и "пассивными" (заходят в храм по большим праздникам) довольно условное, потому представление о православии у людей из этих групп может не отличаться вовсе. Подтверждением этого служит другая цифра, приведенная М. Тарусиным. Почти 46% из этих 62% оказались "нейтральными, неверующими", т.е. относящими себя к православию по этнокультурному признаку, но не признающими сознательно факт бытия Божия, что означает, что с разной степенью глубины только 16% респондентов как-то вовлечены в жизнь РПЦ МП. А это означает, что число условно верующих и условно неверующих в России по сути примерно одинаково.

Отличительные черты неверующего можно выявить по отдельным вопросам, которые задавались социологами. Это мужчина средних лет от 30 до 60 и более (мужчин среди неверующих 66,5%). Например, согласно опросам в рамках проекта "Реальная Россия", среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины. Неверующий мужчина – это человек со средним и средне-специальным образованием (17% - с высшим). Он сторонник стабильности (45% считает, что материальное положение семьи останется без изменений) и в целом хорошо относится к олигархам, наверное, потому что не завидует, так как не хочет иметь свой бизнес (53,8%) и довольствуется своим трудом. Неверующий (скорее, новый тип неверующего Новой России) – тот, кто не испытывает никакой ностальгии по советским временам и полагает, что возврата к старому не может быть (78,7%).

К государству, судя по ответам на вопросы, неверующий относится иронично и без большого доверия. 74,5% считает, что власть должна обеспечивать порядок, но при этом 43,4% считает, что все останется в России по-прежнему, а 21,4% уверен в том, что государство будет даже слабее. Лишь 18% полагает, что власть в России может обеспечить свободу гражданам, наряду с тем, что 74,5% считает, что важнее всего именно свобода, что очевидно свидетельствует о недоверии институту власти и государству в России. По этой причине среди неверующих нет однозначного ответа на вопрос: что выведет страну из нынешнего положения? Среди ответов все: от сильной власти и усилий народа, до Бога и инопланетян.

Больше всего неверующий мужчина средних лет, скептически относящийся к власти, ценит трудолюбие (42,6%) и порядочность (30,5%). Для него важны: интеллект, воля, энергия, ответственность, уверенность в себе, независимость и терпимость. Ему явно не хватает чуткости, отзывчивости и чувства юмора, которые неверующий поставил на последнее место. Однако стоит ли удивляться – к нему мало кто прислушивается, а по-настоящему смеяться над окружающей действительностью опасно.

Социологические исследования дают представление отнюдь не о гражданском обществе и не о наиболее ярких и активных его представителях. Опросы тысяч людей призваны найти основные параметры массового сознания, его ценностей и представлений, нащупать некоторые группы и их идеи в многомиллионной стране. По этой причине число православных будет всегда велико, а число неправославных мало. Однако проект "Реальная Россия" Института общественного проектирования выявил вторую по численности после "православных" группу – "неверующие". По существу эти две группы и составляют наше общество в целом, между ними идут дискуссии и на самом высшем уровне и на местном. Многоидейность и полирелигиозность пока не свойственна массовому общественному сознанию, оно с трудом воспринимает инаковерующих и инакомыслящих, предпочитая скрывать свое неверие под культурным православием или быть прямо неверующими. Многообразное, разнообразное по идейным установкам и более терпимое гражданское общество чрезвычайно малочисленно, и его существование противоречит как идее Святой Руси, так и курсу на уменьшение числа "неверующих".

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования