Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Модернизация с помощью прошлого. "Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети, но мне и бедность не беда не будь любви на свете"


Завершившийся, 11-й по счету Всемирный русский народный собор (ВРНС) стал исключительным событием в церковной и общественно-политической жизни страны, утверждают официальные церковные СМИ. На форуме была сделана попытка дать оценку действиям государственной власти в области финансово-экономической политики и выступить с рекомендациями, что необходимо сделать в ближайшем будущем не только для разрешения проблемы увеличения разрыва между богатством и бедностью, но и в целом для модернизации постсоветской России. Призыв немедленно поделить Стабилизационный фонд, ввести прогрессивный налог, отменить налоги для бедных, снизить цены на жилье, обращение к власти с призывом пойти на диалог с гражданским обществом – смелые для руководства Московской патриархии поступки. Эти заявления говорят о том, что РПЦ МП отказывается от полного подчинения государству.

Однако у независимого голоса РПЦ МП, каким в последние годы стал ВРНС, есть как свои положительные качества, так и недостатки. И те, и другие обусловлены тем, что Собор фактически добивается лишь модернизации самой Церкви как института, точнее - как субъекта хозяйственной деятельности, а не всей страны. В силу этого критика по отношению к власти расплывчата, экономические предложения построены на крайней степени популизма, а твердые конкретные требования касаются только поддержки Церкви и ее инициатив.

Политико-экономические предложения собора по поводу траты средств Стабилизационного фонда в России и цен на недвижимость, а также налога на богатых в той или иной степени уже звучали в правительстве РФ. В них нет ничего нового и оппозиционного – более того, заявления ВРНС поддерживают антиолигархическую предвыборную линию власти, направленную на поддержание "социальной справедливости". Организатор и идеолог собора митрополит Кирилл (Гундяев) предлагал в своем выступлении вообще не брать налоги с самых бедных слоев населения. Конечно, возникает вопрос: кого имеет в виду владыка Кирилл, каков, при его-то опыте экономической деятельности, критерий бедности? Учителей, врачей и ученых или же люмпенов, которых надо поддерживать, так же как при советской власти? В устах крупного полтика, каким является митрополит Кирилл, такого рода предложения звучат безответственно, так как самый реальный вывод из этих слов оказывается вполне традиционным, "шариковским": взять все, да поделить. Бедным предлагается немного денег богатых (сколько у них денег на самом деле - все равно никто не расскажет), а также любовь и православная нравственность.

ВРНС не видит никакой связи между решением экономических проблем и демократизацией общественного устройства. Все задачи по укреплению государства, по новому перераспределению богатств, по возрождению традиционной нравственности возлагаются на государство. В своих выступлениях перед собором и во время него митрополит Кирилл назвал одну концепцию, которая отвечает вызовам времени, – это "суверенная демократия". По существу раскрытие темы богатства и бедности на ВРНС перекликается с теми приоритетами "суверенной демократии", которые были изложены осенью 2006 года в статье замруководителя Администрации президента РФ Владислава Суркова "Национализация будущего". Главный приоритет звучит так: "Гражданская солидарность как сила, предупреждающая социальные и военные столкновения. Свободное общество не будет мириться с массовой бедностью (на фоне массового же уклонения от уплаты налогов), убожеством социальной защиты, несправедливым распределением общественных доходов".

В "Соборном слове" ВРНС и выступлении митрополита Кирилла была "целиком и полностью" одобрена и поддержана линия президента Владимира Путина на агрессивное продвижение России на международные рынки. Антизападнические взгляды участников ВРНС приняли откровенно антиевропейский характер, противопоставляющий Россию Европе. "Соборное слово" в частности декларирует: "В переговорах с международными экономическими центрами России необходимо четко отстаивать свои интересы. Мы категорически не соглашаемся с так называемой Энергетической хартией и с несправедливым по отношению к нашей стране проектом нового соглашения с ЕС, которые ослабляют позицию России на фоне институциональной государственной поддержки странами Запада своих компаний". В данном случае "соборяне" поспешили поддержать и сиюминутную политическую игру российского руководства на фоне заключения нового соглашения с Евросоюзом. Однако по существу участники ВРНС отнеслись к защите реальных экономических интересов неряшливо. Европа действительно стремится к тому, чтобы Россия подписала Энергетическую хартию, но руководство Евросоюза не выставляет подписание этого документа в качестве условия диалога с Россией - тем более что эту хартию не подписали также Норвегия и США. Помимо этого, текст соглашения РФ-ЕС еще не определен, и даже больше того, пока неясен сам формат этого соглашения.

В конечном итоге для участников ВРНС важно совсем другое: для того, чтобы бедные и богатые любили друг друга, необходимо воспитывать нравственность, а это значит только одно: "Мы убеждены, что государство и общество должны создать максимально благоприятные условия для деятельности Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, а также других традиционных религиозных общин. Им необходимо предоставить гарантированный, подкрепленный соответствующими ресурсами доступ в систему образования, в социальную сферу, в Вооруженные Силы, в средства массовой информации". Участники Собора, как и митрополит Кирилл, рисуют образ общества, в котором это станет возможно: богатые отдают деньги бедным, значительная часть их доходов перераспределяется в пользу беднейших слоев населения в ходе государственного и церковного вмешательства в экономику, по телевидению и в печатных СМИ без конца рассказывается о благополучных семьях, о нравственных гражданах, живущих в достатке, а дети в обязательном порядке изучают "Основы православной культуры".

Для воплощения такого церковного идеала собора силы гражданского общества не требуется, а поэтому участники ВРНС предъявляли требования, в основном, к власти, по поводу присутствия Церкви во всех сферах жизни общества, к минобрнауки РФ по поводу "Основ православной культуры" или же к правительству и министерству финансов по поводу Стабилизационного фонда. По этой же причине никакой дискуссии вокруг социальных, культурных и мировоззренческих проблем общества на ВРНС не было – ее и не могло быть между патриотическими писателями, священниками из ОВЦС, представителями Центрального федерального округа, министерства экономического развития, членами Союза промышленников и предпринимателей и депутатами Госдумы РФ от "Единой России".

Основные острые идейные вопросы современной политической и социальной повестки дня в России были проигнорированы на ВРНС. Проблема введения "Основ православной культуры" обсуждалась в ультимативной форме – предлагалось ввести ОПК в обязательном порядке и не отменять в связи с этим возможность внедрения ОПК в рамках регионального компонента. Вопрос о содержании учебников, который и поднимает интеллигенция, основная часть гражданского общества, собор вообще не интересовал. Наконец, ответ ВРНС на обращение епископа Чукотского Диомида оказался неожиданным – по сути, ни один из его пунктов не рассматривался участниками, а митрополит Кирилл на итоговой пресс-конференции заявил, что обращение не было письмом Диомида (его подсунули и распространили злонамеренные люди), а поэтому проблема исчерпана.

Как отметил на соборе политолог Александр Ципко, "дальнейшее развитие новой России не будет иметь смысла в том случае, если значительная часть людей, которая называет себя элитой, не обладает культурным русским национальным самосознанием и не бережет русский православный мир". Собор отчетливо показал, что для построения свободной демократической страны необходимо мобилизовать не чиновников, а учителей, врачей, журналистов и писателей, то есть ту интеллектуальную элиту, которая в большинстве российских регионов живет совсем не богато. Беднота русского православного мира катастрофически далека от богатства церковного руководства, и его вдумчивого взгляда она пока не удостоилась.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования