Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Уроки "казуса Аширова". Глобальные выводы из выступления известного российского муфтия на митинге и реакции на это еврейских организаций


Cлова, пожалуй, одного из самых известных в современном публичном информационном пространстве российского мусульманского деятеля, муфтия Азиатской части России Нафигуллы Аширова о сионистах как раковой опухоли, распространяющейся по Ближнему Востоку, вызвали возмущение иудейской стороны в лице ФЕОР, организации, близкой к ультраортодоксальным хасидам, а, значит, наименее всего сионистской. Хотя и сам муфтий заявил, что в данном контексте он имел в виду проблемы самого еврейского народа, возникающие из-за сионистов. Но, так или иначе, некоторый межконфессиональный инцидент возник, причем между ключевыми для российской концепции "традиционных конфессий" религиями - исламом и иудаизмом.

Между тем, высказывания муфтия отнюдь не дают оснований представить его неким enfant terrible российской уммы, или же двуличным человеком, где-то дипломатично говорящим одно, а в другом месте - недипломатично и совсем другое. Достаточно проанализировать мнение Аширова по поводу событий вокруг Храмовой горы, чтобы понять: и на страницах нашего Портала, и на митинге муфтий высказал по сути одну и ту же мысль, суть которой - в неприемлемости еврейского религиозного присутствия на Храмовой горе. Заявления Аширова на сегодня, несмотря на их некоторую стилистическую резкость, - это аутентичная мусульманская позиция. В отличие от позиции официального Совета муфтиев России (СМР), устами своей пресс-службы назвавшего безответственными заявления муфтия. Впрочем, СМР, как видно из ее контактов с общественностью, - организация не столько религиозно мусульманская, сколько дипломатическая, действующая по принципу "как бы чего не вышло". В свое время один из чалмоносцев СМР, носящих титул хазрата, так прямо и заявил, что не нужны муфтияту никакие пресс-службы, а, значит, и открытость обществу, в том числе и своему, мусульманскому.

Впрочем, вопрос о нужности пресс-службы СМР крайне незначителен, по сравнению с той глобальной проблемой, остроту которой и обнажило выступление Аширова, а также последовавшая реакция на него. Суть проблемы в том, в существующем формате абсолютно невозможен сколько-нибудь конструктивный мусульмано-иудейский диалог, поскольку его стороны смотрят на одни и те же вещи в абсолютно разных, никак не совпадающих друг с другом плоскостях. Например, Аширов обвинил во всех бедах Ближнего Востока сионистов. Но, с точки зрения большинства еврейских религиозных деятелей, понятия "сионист" и "израильтянин" - это синонимы, и, по-своему, они правы. Ведь не будь сионизма - не возникло бы на месте современного Израиля еврейского государства.

Несомненно, представители и той, и другой стороны имеют самые убедительные аргументы и контраргументы для религиозного обоснования своего обладания Храмовой горой. Да, именно здесь находились главные иудейские храмы, но не всегда, и их существование в данном месте вовсе не являлось непременным условием существования иудейской религии. Да, здесь находится мусульманская мечеть Аль-Акса, причем она упоминается в хадисах пророка Мухаммада еще до того времени, как было построено ее нынешнее сооружение. Но ведь те же хадисы указывают, что мечеть Аль-Акса была построена пророком Даудом, т.е. царем Давидом, который, как известно, не был арабом-мусульманином. Кроме того, под ключевым для арабской традиции понятием "Бейт-Муккадас", обозначающим особенно благословенные Всевышним места, следует понимать все палестинские земли к северо-западу от Аравии, а вовсе не конкретное место, а именно - Иерусалим.

Эта ситуация, когда по-своему и правы, и неправы обе стороны, патовая и бесперспективная. Ее развитие возможно только по одному сценарию - дальнейший "обмен любезностями" наподобие того, что имел место между муфтием Ашировым и руководством еврейских организаций. Это, конечно, зажигает радикалов с обеих сторон, причем как в мире, так и здесь, в России, такой подход уводит в противоположную от решения проблемы сторону.

Реальный же путь к решению проблемы, возникшей, в том числе и в российской межрелигиозной среде в связи с Храмовой горой, видится в конкретном анализе конкретной ситуации, без навешивания ярлыков, - и это еще один из уроков, вытекающих из "казуса Аширова". Сегодня в очень многих околомусульманских кругах, в том числе и в нашей стране, в истеричных тонах предлагают бороться со страшным "сионизмом" и винить его во всех плохих делах, творимых на грешной земле вообще и на Ближнем Востоке в особенности. Такая борьба очень напоминает битвы Дон Кихота с ветряными мельницами. Сионизм уже давно не един, поскольку свою функцию - создание еврейского государственного образования - он выполнил. В нем имеются различные течения, политический вектор которых совпадает и с устремлениями некоторых кругов в арабском и мусульманском мире. Переживание опасности нынешней ситуации вокруг Храмовой горы пока выражается лишь в форме алармистстких заклинаний арабских националистов из ХАМАС, рядящихся в небесные одежды мучеников ислама. Пока общественность еще не видела объективного и независимого заключения о ситуации с мечетью Аль-Акса. Неплохо было бы получить четкие ответы на вопросы о том, какие израильские политические силы и лица стоят за пропагандистским педалированием ситуации в священном месте, и какова их мотивация. В Израиле политику делают давно уже не какие-то безликие сионисты, а вполне конкретные и небезгрешные люди.

В конце концов, все - и мусульмане, и иудеи, и последователи других религий должны ясно осознать, что, разжигая ситуацию вокруг Храмовой горы, мы вмешиваемся в прерогативу Бога. Именно Ему и Его посланнику, как веруют мусульмане и иудеи, надлежит восстановить Храмовую гору как средоточие Божественного присутствия, как "селение славы Божией". А агрессивные нынешние потуги всех сторон конфликта вокруг общеавраамических святынь - не напоминают ли они новую Вавилонскую башню, когда Всевышний сознательно смешивает религиозно-политические языки различных вероисповеданий, доводя это смешение порой до крайних форм, чтобы напомнить человечеству: "Вы вмешались в Мою область".

Наверное, кому-то это утверждение покажется наивным и прямолинейным. Ну что ж... Только это также урок "казуса Аширова".

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования