Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Не волнуйтесь, раскола не будет. Обращение епископа Диомида не помешает объединению РПЦЗ(Л) с РПЦ МП и не разделит саму патриархию. Но в чем тогда его историческое значение?


Бытуют четыре основные версии, объясняющие неожиданно смелый поступок действующего, да еще и управляющего епархией внутри России, а не в каком-нибудь далеком Альбионе, епископа Диомида. Одна из них очевидная и объективная, остальные - "конспирологические", хотя и в разной степени. Более популярными и распространенными в церковной среде оказались именно "конспирологические" версии, потому что они упали на хорошо подготовленную почву мистифицированных представлений об устройстве современного мира, то есть на почву "теории заговора" и стремления темных (или светлых) сил разрушить (или возродить) Церковь изнутри.

Но мы начнем наш обзор версий с очевидной и объективной, которая ближе и понятнее нам самим. Епископ Диомид с самого начала своего архипастырского служения пользовался репутацией консерватора и даже "ревнителя". Сами обстоятельства его биографии указывает на нетипичный для церковного функционера-карьериста склад личности. Будучи выпускником Московской духовной академии, юный о. Диомид направился в самую далекую и не обустроенную Камчатскую епархию РПЦ МП, причем стал служить не в областном центре при кафедральном соборе, а в отдаленных поселках, во многих из которых никогда ранее не звучала православная проповедь и церковная молитва. На вновь учрежденную экзотическую Анадырскую епархию, где практически не было организованных приходов и храмов, епископ Диомид был поставлен в 2000 году именно как миссионер, причем не столько для просвещения аборигенов, сколько для противодействия "сектантской экспансии" из расположенных совсем рядом США. На это прямо намекал в своем напутственном слове при вручении Диомиду архиерейского жезла Патриарх Алексий II - укрепление православной веры призвано привязывать Чукотку к России, притормозить центробежные тенденции на российских окраинах, особенно граничащих со столь "соблазнительными" соседями. Разумеется, перечень требований к епископу, назначаемую в столь сложный во всех отношениях регион, в епархию, практически не имеющую приходов, был иной, чем при назначении на престижные и "денежные" кафедры. Едва ли можно говорить о каких-либо коррупционных механизмах, сыгравших роль при этом назначении. С другой стороны, на известный консерватизм, даже радикальность, взглядов епископа Диомида руководство РПЦ МП закрыло глаза при назначении на столь "аскетичную" кафедру, где мог нормально служить и организовывать епархию только подвижник, а подвижникам свойственны консервативные взгляды.

Итак, скорее всего, как ни банально это прозвучит, Обращение епископа Диомида вполне адекватно отражает его подлинные взгляды. В более фрагментарном виде он высказывал их и ранее, нынешнее Обращение - резюме идеологии чукотского иерарха, ставшее откровением только для тех, кто прежде вовсе не замечал этой "отдаленной" фигуры. Более же наблюдательные приметили, например, присутствие собирающих пожертвования представителей епископа Диомида на православно-патриотических крестных ходах в Москве и других городах России, устраиваемых Союзом православных хоругвеносцев и подобными ему организациями. Наличие крайне консервативных настроений в епископате РПЦ МП и раньше прорывалось наружу - например, когда епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) голосовал на Архиерейском Соборе 2000 года против концепции об отношениях с инославными. Правда, сейчас пока еще ни один иерарх публично не выразил поддержки обращению епископа Диомида, хотя неофициально его поступок одобрило несколько епископов РПЦ МП, особенно в Украине.

Вторая версия поступка епископа Диомида, казалось бы, логично вытекает из первой, хотя и не лишена уже некоторого налета "конспирологии". Ее "позитивная" разновидность звучит так: священноначалие РПЦ МП тайно благословило чукотского владыку на его "смелый" демарш, чтобы сплотить вокруг него православно-патриотическую общественность, поставить ее под более четкий контроль иерархии, заместить, так сказать, вакансию, образовавшуюся после смерти приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Сторонники такого подхода считают, что доказательством правильности их версии должно стать беспрецедентно мягкое решение Священного Синода РПЦ МП по делу епископа Диомида, которого оставят на кафедре или, в крайнем случае, переведут в другую епархию, но без увольнения в заштат или запрещения в служении. "Негативная" разновидность "православно-патриотической" версии отдает откровенным цинизмом: дескать, хитрый епископ Диомид специально провоцирует священноначалие на свое увольнение в заштат или даже запрет, чтобы переехать в Москву и благополучно жить в первопрестольной, возглавляя массовое и обладающее уже кое-какими финансовыми ресурсами православно-патриотическое движение. Уязвимое место такого предположения - в самой личности епископа Диомида: все, хоть сколько-нибудь знавшие его люди, например, диакон Андрей Кураев, утверждают, что этот владыка - человек простой, честный и бесхитростный и, уж во всяком случае, если б он стремился к блистательной столичной карьере, то не поехал бы с академическим дипломом в тундру, когда там еще и не пахло никаким Абрамовичем.

В рамках классической "теории заговора" выдержана версия, исходящая из среды правых "охранителей", беззаветно преданных Московской патриархии (и особенно ее ОВЦСу). Назовем их условно кругом пресс-секретаря "Союза православных граждан" Кирилла Фролова. Версию, поначалу казавшуюся неинтересной в силу избитости самой "теории заговора" и паранойи бесконечного поиска скрытых врагов, неожиданно подкрепил своим авторитетным высказыванием, растиражированным российским телевидением, сам митрополит Кирилл. Понятно, что сменив имидж либерала-экумениста на образ традиционалиста-державника, глава ОВЦС МП вынужден время от время отдавать дань "конспирологическому" мировоззрению своих "правых" единомышленников, но в столь открытой и грубой форме он этого, пожалуй, еще не делал. Итак, митрополит заявил, что за обращением епископа Диомида стоят какие-то силы, которые пока еще в тени ("теория заговора"!), но скоро из этой тени будут извлечены (силами спецслужб, надо полагать). Характерно, что заявил это председатель ОВЦС МП на следующий же день после характерной истерики Кирилла Фролова ("Преосвященный Динамит" - статья о грандиозном заговоре с "Порталом-Credo.Ru" в одной из главных ролей, направленном, естественно, на раскол Русской Церкви). Все это оставляет странное впечатление, будто митрополит Кирилл, пользующийся репутацией адекватного политика, опирается на выкладки совсем уж недоброкачественных консультантов по идеологии.

Грозная риторика митрополита Кирилла наводит на мысль, что с епископом Диомидом обойдутся уж во всяком случае не менее жестко, чем с епископом Василием (Осборном), перешедшим менее года назад вместе с "наследием митрополита Антония (Блюма)" в Англии из РПЦ МП в Константинопольский патриархат. Если доверять вещам объективным и очевидным, то насколько непоколебимо и последовательно мировоззрение епископа Диомида, очень популярное в церковной среде, настолько же непоколебимой и неотвратимой должна быть реакция на него священноначалия, привыкшего пресекать на корню всякий "бунт" (особенно в столь символически значимой среде как епископат). И не важно, что в обращении епископа Диомида очень много справедливого и канонически бесспорного. Он попрал главный "канон" РПЦ МП, на котором зиждется ее административная вертикаль: учение о безошибочности высшей иерархии, ее монополии на церковную власть и, как следствие, о всеобщем бесспорном послушании. А в экуменизме-глобализме интересно разбираться только крикунам-"маргиналам", "конкретных" же священноначальников вся эта "теория" мало интересует, они "дело делают".

А что же с главной "конспирологической" тайной: могло ли ЦРУ США посредством "Портала-Credo.Ru" (с левого фланга) и господ Назарова-Гордеева и иже с ними (с правого) подготовить и осуществить глубоко засекреченную, с привлечением огромных финансовых средств и агентуры, но заведомо обреченную на провал операцию по срыву благословенного "воссоединения" Русской Церкви - ради ослабления и порабощения России? Признаем, положа руку на сердце, что сколь высокого мнения о нашем Портале и господах Назарове-Гордееве и иже с ними ни были бы наши уважаемые "конспирологи", но подобными "провокациями" процесс "воссоединения" никак не остановить. Позиция почти всех современных иерархов РПЦЗ(Л) по вопросам, поднятым в обращении епископа Диомида, заведомо более "покладистая" и менее компетентная, чем у иных иерархов РПЦ МП, не говоря уж о массе ее консервативного духовенства и мирян. Именно из среды таких консервативных чад Московской патриархии раздается больше всего воздыханий по поводу того, что раньше руководство РПЦ МП хоть как-то сдерживала и "дисциплинировала" консервативная идеология РПЦЗ, а теперь у сергианско-экуменически-глобализованного официального православия альтернатив как будто никаких не осталось. Мы еще несколько лет назад прогнозировали, что после объединения "лавровцев" с РПЦ МП первые станут более активными "неосергианами", чем старая добрая патриархия, имеющая многосторонний и сложный опыт выживания и выстраивания взаимовыгодных отношений с самыми разными политическими режимами и посему более адекватно воспринимающая реальность, в том числе "реальную политику" с экономикой. Конечно, обращение епископа Диомида, показывающее, что против канонических нарушений и политизированности РПЦ МП уже и собственные епископы вопиют, ставит руководство РПЦЗ(Л) в более неловкое положение и слегка омрачает торжество "воссоединения". Но остановить этот процесс или приостановить это торжество подобными методами невозможно: деятели РПЦЗ(Л) либо переживают эйфорию от того, что они теперь будут "одно целое со всем русским народом", либо сломлены и готовы капитулировать перед чем угодно. Мы здесь, конечно, не говорим о тех священниках и мирянах, которые и без всякого епископа Диомида были против "воссоединения".

Итак, Обращение епископа Диомида никак не повлияет на ситуацию в отношениях РПЦ МП с РПЦЗ(Л), они повлияет на внутреннюю ситуацию в РПЦ МП. Невооруженным глазом видно, что эта Церковь внутренне не едина, в ней сосуществует масса идеологий, богословских учений, канонических позиций, практически несовместимых друг с другом. Очень широко распространен адогматизм, сводящий церковную жизнь к уровню национальной культурной традиции. Обращение епископа Диомида укрепило и вдохновило консервативных чад РПЦ МП, разбудило некоторых адогматичных, заставило заволноваться номенклатуру. Но значит ли это, наконец, что оно чревато расколом в самой господствующей Церкви? Тоже нет. В нынешних политических условиях такой раскол попросту невозможен - сильная путинская власть не даст. "Раскольники", буде такие и появятся, "строго по закону" не получат ни одного храма, ибо устав РПЦ МП закрепляет фактическое владение ими за Синодом. А "молится в подвалы", как мы знаем, 100-миллионный русский православный народ не пойдет. В нынешних жестких политических условиях невозможно даже "движение непоминающих", наподобие того, что возникло после скандальной речи Алексия II перед нью-йоркскими раввинами в 1990 году.

Так что зря волнуетесь, дорогие братья-товарищи, и "воссоединение" с РПЦЗ(Л) состоится, и Анадырская епархия в РПЦ МП останется, благо Чукотку США пока еще не продали. Обращение епископа Диомида останется лишь поводом для многих церковных чад более пристально задуматься над содержанием своей веры и над тем, насколько безграничным должно быть их "послушание" начальству, отступающему от этой веры. А в нынешних условиях - и это уже немало.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования