Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Люстрация – слово польское. Через 17 лет после крушения коммунизма люстрация духовенства стала возможной в Польше. Неизбежно встанет вопрос о ней и в России...


Отставка (точнее, ее нарочитая публичность) нового архиепископа-митрополита Варшавы Станислава Вельгуса, обвиненного в работе на спецслужбы Польской Народной Республики, стала на несколько дней топ-новостью в мировом информационном пространстве. Об этом сообщили все ведущие мировые агентства и телеканалы, даже "контролируемый ваххабитами" канал "Аль-Джазира". Отставку Вельгуса назвали важнейшим скандалом со времен распада СССР.

Что ж – главный итог этого события тот, что миру продемонстрировали: в Польше есть гражданское общество, демократия без кавычек, в которой нет места неприкасаемым "священным коровам", коей до недавнего времени был Костел, точнее - его высшая иерархия. Сообщения, приходящие из Польши, дают основание полагать, что начавшийся 2007 год станет в стране годом широкомасштабной люстрации иерархов.

Конечно, будет наивным предполагать, что этот процесс происходит в контексте некоего всеобщего общественного катарсиса и покаяния. Нет, в стране, очевидно, идет борьба различных центров влияния на общество, а одним из таких центров влияния является церковная иерархия, которая в Польше численно не очень-то пострадала даже при тоталитарном режиме. При более пристальном рассмотрении складывающейся ситуации видно, что случай с Вельгусом – это своего рода жертвоприношение сильной фигуры, необходимое для того, чтобы перейти в контратаку, что сейчас и делается. По сути, общество оказывается расколотым на две равновеликие фракции – с одной стороны - иерархия, противящаяся люстрации, и поддерживаемая массами простых верующих, с другой – христианская (и секулярная) интеллигенция и молодежь. В этом же лагере находятся и многие представители духовенства среднего звена. Примас Польши, кардинал Глемп, активно поддерживает "проколовшегося" Вельгуса, заявляя, что тот был вынужден подать в отставку из-за своеобразного медиа-шантажа. К делу подключился польский аналог российских "радонежцев" – известное своими юдофобскими передачами "Радио Мария". Теперь вся Польша знает, что все зло "от либералов, да от "писателев" (т.е. журналистов), что это попытки либералов захватить варшавскую архиепархию, после того, как в их руках оказалась светская власть в польской столице. Часто нападки переходят в формат "сам дурак!" Так, один из активных сторонников и проводников люстрации, журналист Томаш Терликовский, узнал из передач ведущей католической радиостанции страны, что он является алкоголиком, причем "зашитым", и поэтому его свадьба была безалкогольной; что он неоднократно разводился, хотя по-прежнему женат первым и единственным браком. Невольно вспоминаются строчки: "Так похоже на Россию…".

Только все же не Россия. Принципиально. Во-первых, изначально отношения "Церковь –спецслужбы" были в Польше не такими жестокими как в СССР, где они, вкупе с партидеологами, просто-напросто гнобили Церковь. С католической же Церковью даже в коммунистической Польше были вынуждены считаться. В этой стране по отношению к Церкви спецслужбы выполняли скорее функции всевидящего ока, нежели аппарата насилия. Ведь именно Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) – так переименовали компартию после разоблачения культа личности Сталина в 1956 году на ХХ съезде КПСС - стала первой и, пожалуй, единственной из коммунистических партий в конце 70-х годов, внесшей в свой устав положение о возможности совмещения членства в ней с активной и открытой религиозной практикой. Сам Иоанн Павел II, по воспоминаниям бывшего пресс-секретаря Ватикана Хоакина Наварро-Вальса, рассказывал, как еще в бытность свою краковским клириком Каролем Войтылой встречался с людьми в штатском, которые приходили к нему с "понятными предложениями". Будущий понтифик провел с эсбистами несколько бесед на теологические и философские темы, но никаких бумаг не подписал. Кстати, именно на последнем обстоятельстве и попался злополучный Вельгус, поскольку одним из критериев люстрационной проверки является наличие или отсутствие подобной подписки.

Во-вторых, Польша радикально порвала со своим коммунистическим прошлым, и одним из результатов этого структурного разрыва стало то, что архивы спецслужб оказались в пространстве публичного доступа – в Институте народной памяти. Соответствующее аналогичное учреждение, как все прекрасно понимают, в нынешней России отсутствует.

В-третьих, даже при всей продвинутости польской демократии, люстрация там вряд ли оказалась бы возможной не будь на то политической воли высшего руководства страны в лице (точнее в двух, абсолютно похожих лицах) братьев Качиньских. Они оба юристы, деятели "Солидарности" и последовательные сторонники последовательной люстрации, притормозившейся во времена президентства "левого" Квасьневского. Особенно активен в этом смысле брат-премьер, Ярослав, по чьей личной инициативе и началась нынешняя люстрационная война. Дело в том, что в свое время в архивных папках Службы безопасности (СБ) оказалась и фамилия самого Ярослава Качиньского. Им была подписана так называемая "лоялка" – декларация о лояльности социалистическому строю с обязательством не посягать на существующий правопорядок. Правда, вскоре выяснилось, что эта "лоялка " – фальшивая, и была она изготовлена в 1989 году в рамках проводившейся на закате коммунистической Польши кампании по дискредитации правой оппозиции. Это, кстати, и признал опубликовавший ее леворадикальный журнал "Nie". Надо отдать должное принципиальной позиции г-на Качиньского: если уж и знать эсбэшную правду, то обо всех, в том числе и о Церкви.

Характерно, что Качиньские, будучи по своим взглядам национал-консерваторами, без лишнего пиетета относятся к Церкви, держат ее на расстоянии и не позволяют играть определяющую роль в политике, к чему так безудержно и открыто стремится в России РПЦ МП. Правда, сама "однояйцевая" польская власть в дела Церкви все-таки иногда "залезает": по сообщением, отставка Вельгуса, накануне уже официально вошедшего в управление Варшавской архиепархией, произошла после того, как из президентского дворца сообщили, что "есть иное мнение" по кадровому вопросу с предстоятелем столичной епархии.

Нет, все-таки, как ни крути, а "люстрация" – это слово польское и означает проверку или инспекцию. Одного, кстати, корня со словом "lustro", означающего зеркало. Только вот в нынешнем российском зазеркалье, свет наш, польское зеркальце, ничего не скажет и не покажет. Потому как в России более чем через полтора десятилетия после "победы демократии" складывается такая ситуация, когда очень скоро сотрудничество с органами станет для Русской Церкви чуть ли не главной доблестью и добродетелью. Так и видится готовый стать явью сон, как в день ВЧК 20 декабря круглолицие и розовоносые владыки получают знаки "Почетных чекистов". Ведь в стране складывается неототалитарный режим именно из кагэбэшных выходцев, и реальным достижением этого режима уже стало уничтожение гражданского общества, возвращение страны на уровень политического развития, сравнимый с уровнем Польши 70-х (правда, увы, без "Солидарности"). Понятно, что при таком раскладе говорить о люстрации просто смешно – режим все-таки не самобичующаяся унтер-офицерская вдова. И этому режиму, наглядно демонстрирующему, что спецслужбы и спецслужбисты служат не стране (что хорошо) и не идее (что плохо), а самим себе (что совсем хреново), РПЦ МП активно предлагает свои услуги идеологического обслуживания и вообще готова в экстазе слиться с властью. Только вот управителями "чекисты" оказались аховыми.

Учитывая это обстоятельство, приближающиеся выборы 2007-08 года, изменение экономической конъюнктуры, а также урок истории о том, что именно в политической системе Польши 70-х вызрел ее могильщик – профсоюз "Солидарность", поcмеем предположить, что российскому гражданскому обществу скоро все же придется заглянуть в польское "lustro".

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования