Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Как кристалл". Крайне правый фланг расколовшейся на мелкие кусочки РПЦЗ отныне занимает "антониевская ветвь"


"Наша Церковь будет маленькая, но чистая как кристалл". Это пророчество, приписываемое св. Иоанну (Максимовичу), постоянно цитируют консервативные последователи РПЦЗ, вступившей с началом нового тысячелетия в период новых расколов, дробящих ее на все более мелкие кусочки. Но, пожалуй, из всех наличных "правопреемников" РПЦЗ только "антониевская ветвь" ее, обретшая несколько дней назад своего первоиерарха в лице бывшего прислужника св. Иоанна (Максимовича) Никиты Орлова (ныне - Митрополит Антоний), может в полной мере отнести к себе оба квалифицирующих признака. Ее численность точно неизвестна, но едва ли превышает 30-40 приходов, зато "кристальная чистота" экклезиологической позиции - прежде всего, в отношении РПЦ МП - близка к абсолютной. "Антониевская ветвь" не признает не только рукоположений клириков, совершенных "сергианами-экуменистами", но даже крещения РПЦ МП, заявляя о своем намерении заново крестить всех приходящих из "красной" Церкви.

По разным поводам, мы уже неоднократно писали, что догматическая и каноническая строгость, хоть и отличали в известной степени РПЦЗ, но никогда не были сами по себе основой церковного самосознания большинства ее членов. Из посланий Архиерейских Соборов и первоиерархов Зарубежной Церкви разных лет было отчетливо видно, что ее священноначалие ориентировало своих чад на ценности национальные, церковно-политические, монархические, антикоммунистические, на фоне которых "богословская теория" как-то отступала на второй план. Усилиями видного канониста РПЦЗ епископа Григория (Граббе), пользовавшегося особым расположением Митрополита-зилота Филарета (Вознесенского), в 1970-е гг. в идеологии РПЦЗ стал появляться некоторый догматико-канонический акцент. Это привело, в частности, к налаживанию канонических связей с греками-старостильниками, что могло положить начало формированию полноценной "семьи" поместных истинно-православных Церквей в противовес сообществу официальных Церквей "мирового православия"; к канонизации Новомучеников Российских и анафеме на экуменизм. После избрания нового первоиерарха, Митрополита Виталия, при жизни которого РПЦЗ было суждено раздробиться, произошел откат к доминированию национальных ценностей, "подвигу русскости", были разорваны связи с греками-старостильниками, перетолкована анафема на экуменизм и начаты переговоры с РПЦ МП.

В какой-то момент переговорный процесс с "советской патриархией" стал заходить так далеко, что иерархи, стоявшие на охранительных позициях "истинно-русской, антисоветской" РПЦЗ, почувствовали вызов даже своим политизированным представлениям о русском православии. В ходе переговорного процесса стало выясняться, что РПЦЗ придется "проглотить" и "сергианство", и экуменизм, которые она столь бескомпромиссно обличала, и, в общем-то, стать частью путинского синтеза советской и имперской эпох российской истории, которые провозглашаются одинаково ценными, важными и востребованными для строительства новой России. Несмотря на то, что Митрополит Виталий в последние годы своего первоиераршества в единой еще РПЦЗ высказывался довольно резко о "безблагодатности" Московской патриархии, жесткая каноническая оценка статуса "советской патриархии" не стала центральным пунктом повестки дня образовавшейся в результате раскола 2001 года РПЦЗ(В). Многие ее представители заявляли, что сохраняют общение с полуэкуменическим Синодом греков-старостильников во главе с Митрополитом Киприаном (Куцумбой), что поддерживают традиционные связи с Сербской патриархией, охотно принимают "в сущем сане" клириков РПЦ МП и не готовы говорить о полной "безблагодатности" последней.

Некоторая аморфность идеологии РПЦЗ(В) была чревата, особенно на фоне ослабления первоначального обличительного пафоса, направленного против "неканонического" Митрополита Лавра, новыми расколами. Мало кто в РПЦЗ(В) и вокруг нее сомневался, что такие расколы незамедлительно последуют с уходом в мир иной Митрополита Виталия - очень значимого для всех консервативных "зарубежников" символа, знамени, "общего знаменателя" для этих, в общем-то, довольно разных по своим церковно-политическим взглядам людей. Катализатором раскола в мае этого года стала вышедшая наружу, причем порой в довольно неприличных формах, борьба за доступ к Митрополиту Виталию и к его подписи. Особую активность в этой борьбе проявил российский епископ Виктор (Пивоваров), придерживающийся крайне консервативных, если не сказать радикальных, церковных взглядов. Однако противоположной партии, олицетворяемой епископом Владимиром (Целищевым), живущим на полулегальном положении в США, и парижским протоиереем Вениамином Жуковым, не составило большого труда склонить на свою сторону опекавшую Митрополита Виталия пожилую женщину Людмилу Роснянскую, которая - отчасти из-за неприязни к другим пытавшимся опекать Митрополита женщинам, отчасти по недоверию ко всему "советскому" (епископ Виктор ведь по рождению "советский"), но никак не по богословско-каноническим причинам - пресекла епископу Виктору и поддержавшему ему архиепископу Антонию доступ к Митрополиту Виталию. Этим раскол был предрешен.

Безусловно, Людмила Роснянская с ее личными симпатиями и антипатиями была не единственной причиной раскола. Между двумя "ветвями" давно копились и идеологические противоречия. Сторонники епископа Виктора считали чрезмерно либеральной позицию протоиерея Вениамина Жукова, отказывавшегося признать РПЦ МП "безблагодатной", и протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого - фактически главного идеолога РПЦЗ(В), - питавшего особенные симпатии к "еретику" Киприану (Куцумбе) и одесскому "раскольнику" архиепископу Лазарю (Журбенко). Подливал масло в огонь и "еврейский вопрос" - сторонники епископа Виктора весьма непримиримо настроены к этническим евреям, число которых среди клира РПЦЗ(В), по их мнению, стремительно росло. Со своей стороны, епископ Владимир и протоиерей Вениамин Жуков обвиняли епископа Виктора, активно пишущего и публикующегося в Интернете, в увлечении "оккультными идеями" о существовании внеземных цивилизаций и в чрезмерном ригоризме в отношении "мирового православия".

Документы щербинкского Собора "антониевской ветви" РПЦЗ(В), взявшей себе название "Российская Православная Церковь", свидетельствуют о том, что именно эта "ветвь" заняла крайне правую часть идеологического спектра, возникшего при распаде РПЦЗ. Действительно, что может быть радикальнее решения заново крестить, венчать и рукополагать клириков, приходящих из "мирового православия", а также крестить всех присоединяющихся мирян? Подобный строгий чиноприем существует лишь у наиболее крайних греков-старостильников - "матфеевцев". Не менее радикально выглядит и решение объявить епископов РПЦЗ(В), не вошедших в "антониевскую ветвь", находящимися вне Церкви. Очевидно, "владимировско-вениаминовская ветвь", которая проведет свой Собор в начале 2007 года, неизбежно займет более центристскую позицию, предполагающую диалог с "лазаревской" РИПЦ, ныне возглавляемой Архиепископом Тихоном (Пасечником).

Примечателен титул нового первоиерарха "антониевской ветви" - "Митрополит Московский и Всероссийский, Лос-Анжелосский и Всезарубежный". Этот титул, равно как и изменение официального названия Церкви, свидетельствуют о революционной перемене церковного самосознания "антониевской ветви". Отныне она не "временно самоуправляющаяся часть" Русской Церкви, пребывающая в диаспоре (как сказано в Положении о РПЦЗ 1956 г.), а вся Поместная Церковь России - "маленькая, но чистая как кристалл". Очевидно, что Положение о РПЦЗ на нее уже не распространяется, но каким Уставом об управлении она, в таком случае, руководствуется? Об этом в деяниях Собора в Щербинке - сколь революционных, столь и лаконичных - ничего не сказано.

Тем не менее, эти правовые "шероховатости" вряд ли помешают росту популярности новой "Российской Православной Церкви". Русская национальная психология склонна к крайностям, к максимализму, поэтому решившие порвать с "официальной Церковью" нередко ищут самую радикальную из возможных альтернатив той институции, в которой они "разочаровались". "Антониевская ветвь", где четко расставлены точки над "i", где уже не осталось "недоговоренностей" и поля для компромисса, вполне отвечает максималистским запросам. Единственное, что может помешать ее успеху в радикально-православных кругах - пресловутый "греческий сценарий", который подразумевает появление все новых и новых расколов, порой по совсем пустяковым поводам.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования