Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Некомфортный» святой


Китай, удивительная страна со своей тысячелетней историей, поклонением Дракону, с Лао Цзы и Конфуцием, неожиданно преподнес сюрприз для наших православных современников. Китай дал православному миру двух удивительных святых: святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича) и святителя Филарета Нью-Йоркского (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ. Сегодня – 17-я годовщина со дня его блаженной кончины (1985 г.).

Именно в Китае святитель Филарет сформировался как воин Христов, чтобы своим исповедничеством прославить Спасителя. "Внешние" враги пытались его убить, "внутренние" -- соблазнили его родного отца, архиерея, уехать на погибель в Советскую Россию, пытались соблазнить и его… В Шанхае написана замечательная книжечка святителя Филарета -- "Конспект по нравственному богословию", -- входящая в золотой фонд современной православной катехизической литературы. Проведя в неимоверных лишениях около 15 лет в коммунистическом Китае, святитель одним из последних русских эмигрантов покинул эту страну в годы антирелигиозной "культурной революции".

Св. Филарет планировал осесть в Австралии, где к тому времени жила большая часть его китайской паствы. Однако Господь рассудил иначе. Собор архиереев РПЦЗ, собравшийся чтобы избрать преемника уходившему на покой маститому Митрополиту Анастасию (Грибановскому), никак не мог выбрать между двумя наиболее авторитетными архиепископами, постоянно набиравшими одинаковое количество голосов. Тогда мудрый святитель Иоанн (Максимович) предложил "во имя любви и смирения" избрать Первоиерархом самого молодого епископа. Им оказался святитель Филарет, только за год до этого поставленный в викарные епископы Австралийской епархии. 

Святитель Филарет вел РПЦЗ прямым путем – может быть, слишком прямым для постхристианской эпохи компромиссов и полутонов. Его церковная позиция – простая, но последовательная и непоколебимая – вызывала много споров при жизни святого, вызывает раздражение и сейчас. Символом реакции "мiра" на явление этого "святого последнего времени" стало спешное захоронение его нетленных мощей, найденных несколько лет назад под спудом кладбищенского храма в Джорданвилле – "лавре Русского Зарубежья". В современной РПЦЗ, стремящейся как можно быстрее объединиться с "Матерью-Церковью" и войти, таким образом, в "респектабельное" сообщество официальных церквей современного мира, "под запретом" находятся не только мощи, но и творения святителя. Это определенный парадокс, ведь святые – слава Церкви, но это и определенный нравственный выбор: признание святости митрополита Филарета может обречь на весьма "некомфортное" существование в современном мире, особенно – после торжества "Нового мирового порядка". Святитель Филарет жил и умер в США, но почитание его утвердилось в России, ради которой, по его собственному признанию, он так бережно хранил "залог истинного православия". Христиане России увидели "своего, родного" в святителе Филарете. Понимание того, что этот человек апостольской жизни -- наш современник, ощущается так же, как в первые века древними христианами ощущалось то, что их современники -- Христос и Его ученики, возвестившие "глаголы жизни вечной".

В 1970-е годы св. Филарет принял под свой архипастырский омофор катакомбных христиан в России, которые остались без епископского окормления. Это было важное историческое решение, свидетельствующее о том, что Катакомбная Церковь в России сохранялась на протяжении всего советского периода, а не только в довоенные годы, как утверждают ныне иные "церковные историки". Картину современной ему церковной жизни святитель Филарет живописал в форме притчи о двух монетах – подлинной и фальшивой, которые внешне неотличимы друг от друга. Особенность отступлений новейшего времени состоит в том, что они мимикрируют под традиционные формы церковности, понимая, что только так можно "прельстить и избранных".

По воспоминаниям близко знавших святителя людей, его образ открывается нам бесконечно человечным, добрым. Вот один пример: св. Филарет говорил, что любит рыбалку, и часто приглашал с собой на озеро молодежь. Пойманную им рыбу он тут же отпускал, используя время рыбалки для "неформального" общения с молодежью – наиболее "проблемной" частью любой паствы. Вряд ли святитель задумывался о своем сходстве с евангельскими "рыбарями", но он тоже был рыбарем, который стал "ловцом человеков". 

"Меньше думай – больше молись", -- говорил он своим чадам. За бесконечными разговорами о "духовности", "подвиге русскости", патриотизме и "православном сталинизме" уходит главное: народ России лишается благодатного Богообщения, настоящего покаяния, которое только одно способно одухотворить и вдохновить страну "на труд и на подвиг", стать ее новой "национальной идеей". Это печально, но пока причины "замедления процесса духовного возрождения" околоцерковные интеллектуалы ищут в "неэффективной информационной политике", этот процесс грозит и вовсе остановиться, а там и перерасти в свою противоположность…

Священник Роман Павлов, "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования