Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Всё могут короли"? Военачальники продолжают издеваться над российским законодательством о свободе совести, превращая армию в хорошо вооруженный монастырь


Российский флот богат пословицами и поговорками. Вспоминается, как в курсантские годы мы шутили: "Не служили б мы на флоте, если б не было смешно". Однако к описываемому мной случаю больше подходят другие остроумности, некоторые из которых уже давно выросли из матросских штанишек и вполне прижились "на гражданке". К их числу относится и такая поговорка: "Если не можешь предотвратить пьянку – возглавь её!". На этой неделе по воле начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генерала армии Юрия Балуевского "пьянку" пришлось возглавить новому командующему Балтийским флотом вице-адмиралу Константину Сиденко.

Итак, в городах моей флотской юности – Калининграде и Балтийске, в моём родном вузе – Балтийском военно-морском институте им. Ф.Ф. Ушакова (БВМИ) - закончились так называемые IV сборы духовенства РПЦ МП, которые проходили в период с 26 по 29 июня. На них обсуждались вопросы активизации миссионерской работы и взаимодействия Церкви с силовыми институтами государства, придания этому сотрудничеству лучшей организации и системности посредством "введения военных священников на постоянной основе", вопросы профилактики суицидов, неуставных взаимоотношений и др.

В сборах приняли участие священники из 55 епархий РПЦ МП во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым), а также ряд военных руководителей: командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко, первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бусловский, заместитель командующего Военно-воздушных сил по воспитательной работе генерал-майор Сергей Шевченко, начальник Дальневосточного высшего командного училища генерал-майор Владимир Грызлов и др. Сборы почтил своим вниманием и губернатор Калининградской области Георгий Боос. В мероприятиях по приказу начальника Военно-морского института контр-адмирала Дмитрия Комкова также участвовали офицеры и курсанты БВМИ и Морского кадетского корпуса.

Отличительной особенностью четвёртых сборов от всех предыдущих было то, что на этот раз они проводились под прикрытием представительства всех "традиционных конфессий". В этих целях в качестве почётных гостей для участия в торжественном собрании в калининградском Доме офицеров флота пригласили первого заместителя председателя Духовного управления Республики Татарстан Валиуллу Якупова, главу Буддийской Традиционной Сангхи России Пандито-хамбо-ламу Дамбу Аюшева и руководителя Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и МЧС России Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввина Аарона Гуревича (последний даже выходил в море на боевом корабле совместно с православными священниками).

Как известно, российское законодательство не предусматривает деления религиозных организаций на "традиционные" и "нетрадиционные", так как научно-правовые критерии определения "традиционности" попросту отсутствуют. Тем не менее, организаторы обозначили мероприятие на флоте как сборы духовенства именно "традиционных религий". И не важно, что "традиционность" эта определялась в офисе владыки Кирилла в московском Даниловом монастыре (поэтому "достаточно традиционными" не были признаны, например, старообрядцы и католики), главное, что органы военного управления заглотили эту наживку. Ведь для них это индульгенция от ненужной критики в том, что сотрудничество осуществляется исключительно с одной конфессий. Массовка из представителей ислама, иудаизма и буддизма на сборах свидетельствует о том, что при всем правовом "беспределе" нынешних государственно-конфессиональных отношений в России, где безусловно и абсолютно доминирует одна религиозная организация, участники этих отношений ощущают их правовую наготу, неприличность, и пытаются ее как-то прикрыть. Заметим, что несколько лет чрезвычайно плотного взаимодействия армейского руководства с РПЦ МП не привело ни к каким видимым изменениям в армии, и искусственное привлечение к этому взаимодействию представителей других конфессий, увы, не спасет ситуацию, не поможет церковному и армейскому руководству списать свои неудачи на "третьих" лиц. Спасти ситуацию может лишь возвращение армейско-церковных отношений в правовое поле, что вряд ли возможно в современной России, где правовое сознание, особенно в сфере государственно-конфессиональных отношений, утрачено практически безнадежно.

На этом фоне митрополит Кирилл сделал несколько заявлений, касающихся изменения неработающего российского законодательства и оргштатной структуры Вооружённых сил. Во-первых, он предложил пересмотреть законы, регулирующее отношения государства с "традиционными", по версии РПЦ МП, религиями, а во-вторых, призвал восстановить (за счет бюджета, то есть налогоплательщиков, надо полагать) в российской армии институт военного духовенства, в том виде, в каком он существовал в армии Российской Империи, где православие было государственной религией, основой всей системы власти, источником ее легитимности (на вопрос об эффективности такой системы и надежности такой легитимности, заметим в скобках, история уже ответила, и довольно кровавым образом).

Все эти инициативы обосновывались на том, что пора уже как-то укреплять нравственные начала в армии. Зримым проявлением этих начал стало очень полезное для армии дело храмостроительства. Выступая по случаю малого освещения храма во имя св. Феодора Ушакова, построенного в Балтийском ВМИ, митрополит Кирилл отметил, что "новый храм поможет будущим офицерам Военно-Морского Флота быть духовными и нравственными". Среди выступивших на сборах был и диакон Андрей Кураев, по мнению которого "только священник может привнести в сознание солдат правильное понимание того, что они делают и ради чего", "определить его основную жизненную линию, его веру, его мировоззрение".

Нет нужды освещать здесь всю программу и содержание сборов – об этом достаточно было сказано в СМИ, включая центральное телевидение. Кроме заседаний духовенства, на которых священники делились практикой своей работы, состоялся выход в море на большом десантном корабле "Калининград", освещение храма, совместное заседание с членами Военного совета Балтийского флота, вручение военачальникам и представителям власти патриарших наград и т.д. В ходе сборов священники побывали на многих кораблях Балтийской военно-морской базы, провели "беседы с офицерами и нижними чинами о Боге, Церкви и спасении", отобедали (нарушив Петров пост) в кают-компании и т.д.

Созерцая братание офицеров и духовенства, слушая разговоры о православии как наиболее эффективной основе военной идеологии, я не переставал задаваться вопросом: почему военное руководство так грубо нарушает конституционные основы светского характера государства, законы "О свободе совести…" и "О статусе военнослужащих"? Чем военным так не мило светское государство? Неужели они хотят, чтобы в массовом сознании религия ассоциировалась с прочими "тяготами армейской службы" и вызывала у молодежи призывного возраста и ее родителей соответствующие эмоции?

В ходе подготовки и проведения сборов было нарушено все, что только можно было нарушить - в частности, все пять пунктов статьи 8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а именно: 1) коллективное участие военнослужащих в богослужениях и религиозных церемониях в служебное время; 2) использование служебных полномочий для пропаганды религии; 3) коллективное использование религиозной символики и предметов культа и т.д.

Диву даёшься: сколько уже сказано и написано о том, что иное время требует иных подходов в воспитательной работе и военно-религиозных отношениях! Формат и принципы взаимодействия армии и религиозных организаций чётко прописаны в Федеральном законе "О статусе военнослужащих". Почему его надо обязательно нарушить, да еще и посмаковать это на телеэкранах, записав в число "врагов Церкви и армии" и собственный российский закон, и международное право, и здравый смысл? Ни генералы, ни архиереи не хотят делать выводы как из уроков истории, так и из собственных неудач последних лет, и продолжают тупо тащить страну на старые грабли. Именно об этом говорится в обращении ветеранов армии и флота, которое они направили руководству Вооружённых сил. С азартом неофитов армию пытаются превратить в монастырь - только такой, где стреляют и убивают, по типу "опричного воинства благочестивейшего государя" Ивана Грозного. Постмодернистское ханжество, когда торжественно освящают оружие, способное уничтожить миллионы человеческих жизней, когда под циничные рассуждения о "воле Божией" отправляют солдат, например, на бесконечную бойню в Чечне - это ли и есть православие XXI века?

В начале 80-х годов уже минувшего столетия, когда я служил в Калининградском высшем военно-морском училище (КВВМУ - ныне БВМИ), один из уважаемых ветеранов этого вуза – начальник учебного отдела капитан 1 ранга А. Щеголеватых на заседаниях управления КВВМУ часто, иронизируя в адрес некоторых начальников, говорил: "Всё могут короли", цитируя известные слова из песни в исполнении Аллы Пугачёвы. Что с тех пор изменилось?.. Не стало партийных и комсомольских организаций, а вместе с ними и кораблей. Флот сократился более чем в пять раз. На смену пропаганде коммунистических идеалов пришло казённое воцерковление, нисколько не влияющее на дедовщину, зато позволяющее некоторым церковным деятелям претендовать на жирное финансирование "восстановления института военного духовенства". Однако вместе с клерикализацией количество кораблей не увеличилось, не прибавилось и духовности. Зато наблюдается цинизм и наглость, с которой попирается Основной закон страны. Когда военное начальство демонстрирует такое отношение к главному закону своей страны, сможет ли оно добиться дисциплины и патриотизма от своих подчинённых? Армейская дисциплина - дитя закона, и армия, нарушающая закон, неминуемо эволюционирует в "незаконное вооруженное формирование"...

Сергей Мозговой,

для "Портала-Credo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования