Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Это сладкое слово - "политкорректность". Дело Копцева: неподведённые итоги


Случайно или нет, но пересмотр результатов процесса о нападении на прихожан синагоги на Большой Бронной в Москве произошёл после ухода со своего поста генпрокурора Владимира Устинова, специализировавшегося на "делах об экстремизме". Правда, часть таких устиновских дел заставила правозащитников с фактами в руках заявить о фабрикациях.

Впрочем, какие бы "подводные" течения ни привели к выходу дела Копцева на повторное слушание, его продолжение ставит и суд, и государственное обвинение перед необходимостью определиться с критериями применения ст. 282 УК РФ - о разжигании различных видов розни, в ней перечисленных. Напомним: "Возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства", закон называет "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам (!) пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершённые публично или с использованием средств массовой информации".

Но эта, на первый взгляд, узковедомственная, "техническая" для прокуратуры и суда задача оказывается сопряженной с попыткой государства – пока исключительно в лице бюрократии федерального уровня – выйти, хотя бы на осмысленный поиск способов сосуществования населяющих Россию этносов, свидетельство чему - недавнее обсуждение этнических проблем в Госдуме.

В каких бы категориях не формулировали состояние межэтнических отношений государственные мужи, в перспективе речь обязательно зайдёт о выработке правил цивилизованного общежития в полиэтническом обществе, которое представляет собой Россия. За последние 15 лет своего существования Россия демонстрирует: а) стремительное перегруппирование населения по принципу "этнических квартир" и б) возрастание ксенофобских настроений, в первую очередь, среди русских. Ведь уже в ближайшие годы численность титульного или, как принято почти официально говорить об этническом большинстве, - "государствообразующего" этноса, начнёт стремительно сокращаться.

Политкорректность – это такое состояние общества, при котором человек вовсе не обязан любить другого (с иным цветом кожи, разрезом глаз) или разделять чуждые убеждения и принимать альтернативный своему образ жизни. В то же время, для добропорядочных граждан считается верхом неприличия препятствовать самовыражению других личностей или рассказывать вслух о собственных ксенофобских настроениях - тем более, делать это в публичном пространстве.

Вместе с тем, не стоит забывать о том, что вынужденный (поскольку альтернатива им – распад страны) поиск политкорректных форм российской общественной жизни идёт во след многолетней кампании по искоренению в массовом сознании самих представлений о политкорректности как способе общественного взаимодействия. "Мыслящие государственнически" интеллектуалы и чиновники, чьи воззрения охотно тиражируют нынешние отечественные СМИ, поработали почти в духе иранских исламистов, объявив политкорректность дьявольским изобретением "западной цивилизации".

В последние годы пики антиполиткорректной активности были сопряжены с такими событиями, как вторжение войск США и их союзников в Ирак в 2003-м, украинская Оранжевая революция конца 2004-го, акты вандализма в парижских предместьях осенью 2005-го. Последнее из событий этого ряда – краткосрочные "пляжные" рождественско-новогодние волнения на расовой почве в Австралии с её идеологией мультикультурализма. "И это там, где мудрецы выстроили свой проект эмигрантского счастья для всех по науке", – злорадствовали по поводу австралийского казуса профессиональные "контрпропагандисты" советской выучки.

Безусловно, пропаганда, направленная на дискредитацию идеи политкорректности в России, имеет куда более продолжительную историю, чем постсоветское пятнадцатилетие. Как явствует из приведённого перечня событий, ставших поводом для усиления нападок на политкорректность, основные упрёки сводились к двум. Первый: политкорректность внутри самого "западного общества" не исключает применения западными государствами "двойных стандартов" вовне (будто это освобождает Россию от обязанности поддерживать политкорректность хотя бы внутри общества). Второй: политкорректность не решает окончательно всего комплекса социальных проблем, связанных с многокультурностью западных демократий. Российские критики политкорректности всерьез считают, что гарантом "мира и согласие" может быть огосударствленное православие в форме РПЦ МП, упрощённо представляющее Россию исключительно "Богохранимым Отечеством", где "нестроения" преодолеваются как бы сами собой, но непременно с участием государства - в стиле "у народа всё есть" из патриаршего пасхального отчёта президенту.

Кроме государства и "государственников"-интеллектуалов, активным борцом с "тлетворным влиянием" политкорректности является и сама РПЦ МП, сделавшая ещё в начале 1990-х ставку на прочное соединение религиозности с этничностью. Это нашло отражение в формуле "традиционные конфессии" и даже в несколько смягчённом виде попало в текст преамбулы закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г. Надо сказать, что РПЦ МП весьма преуспела в этом деле, хотя конструкция Межрелигиозного совета России – зримого воплощения идеи дружбы "традиционных конфессий" – периодически трещит по швам. Одновременно в секулярном российском обществе сформировался этно-религиозный консенсус, который можно выразить с помощью нехитрой теодицеальной формулы: у каждого народа есть своя "культурообразующая" религия, веками "подпитывающая" народ духовными силами (кого больше - кого меньше; кого положительными "зарядами" - кого отрицательными)...

В том, что очередное обвинение Копцеву будет настаивать на имевшемся в преступлении мотиве национальной ненависти, – сомневаться не приходится, как и в том, что на сей раз суд согласится с доводами гособвинения. Такой поворот событий будет означать попытку соблюдения симметрии в противостоянии государства различным видам экстремизма. С этой целью, вероятно, и был затеян пересмотр приговора. Но, вместе с этим, признание Копцева виновным в разжигании национальной и религиозной розни, среди прочего, будет означать и признание государством пагубности реализовывавшегося в стране на протяжении почти 15 лет проекта. Он заключался в сосуществовании этно-конфессиональных общностей со ставкой на настроения, господствующие в среде "государствообразующего" этноса, являющегося одновременно и электоральным большинством.

Складывается ситуация, некоторым образом напоминающая ту, что имела место в Америке в 1954 году. Тогда именно государство (поскольку общественное мнение было разделено по вопросам сохранения/отмены расовой сегрегации) вынуждено было пойти на искоренение расового неравноправия, открыв тем самым каналы для внедрения в обществе, пускай и далеко не идеальной, формы межчеловеческого сосуществования со странным именем "политкорректность".

Михаил Жеребятьев,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования