Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кто приватизирует православие на выборах? Партия «Народная воля» Сергея Бабурина становится реальным оппонентом бюрократии из «Единой России» на региональных выборах


На политическом пространстве России православная карта должна сыграть свою роль, и, скорее всего, уже в ближайшее время она будет разыграна. Однако произойдет это не по сценарию церковного руководства РПЦ МП, поскольку православие будет центральным лозунгом оппозиционных патриотических сил, которые противостоят авторитаризму нынешней кремлевской власти и новой олигархии, сложившейся вокруг Кремля.

17 июня на своём очередном съезде Партия национального возрождения "Народная воля" во главе с Сергеем Бабуриным заявила о том, что Народно-патриотический союз, который она создаёт, будет участвовать в выборах в законодательные собрания девяти регионов России осенью этого года. Отсутствие других критиков власти в преддверие президентских выборов может стать залогом большого успеха национально-консервативных сил Бабурина и в регионах, и, впоследствии, во время грядущих парламентских выборов 2007 года. Православие оказалось движущей идеей Бабурина, символом того, что его союз в отличие от коммунистов, не обращается к советскому прошлому, а призывает к православному будущему.

Создание нового патриотического союза уже давно востребовано политической жизнью страны. Те, кто ранее считались "патриотами", - Народная или Аграрная партии, "Отечество – вся Россия" - довольно быстро и уже давно растворились в "Единой России". Коммунисты не сумели перестроиться, потеряли часть электората, снизили, идя в ногу со временем, накал критики в адрес существующей власти, а в результате стали падать и численность, и влияние самой КПРФ. Вышедшая на первый план на выборах в Госдуму РФ 2003 года партия "Родина" оказалась изначально расколотой и фактически распалась. После того, как думскую фракцию "Родины" возглавил спонсор партии Александр Бабаков, от оппозиционности, которая стала нарастать в период руководства Олега Рогозина, также фактически не осталось и следа. В этой ситуации глава фракции Народно-патриотический союз "Родина" ("Народная воля" - Социалистическая единая партия (СЕПР)) Сергей Бабурин попытался соединить в новом союзе "консервативных" сил оппозиционность и имперские амбиции всех недовольных властью патриотов в целом.

В бабуринскую фракцию входит такой давний представитель патриотических сил как Виктор Алкснис, а коммунистов представляет Александр Куваев (избран по списку КПРФ). Между тем, самые известные православные депутаты Госдумы РФ остались в более лояльной и спокойной фракции "Родина" во главе с Александром Бабаковым. "Обезопасить" себя таким образом решили (видимо, дорожащие положением) депутаты Александр Крутов, Николай Леонов, Наталия Нарочницкая и Александр Чуев.

Православие в выступлениях Бабурина оправдывает идеологию возрождения имперского величия России, которое, хотя и имеет туманные перспективы, но, безусловно, льстит самолюбию россиян, уже более 15 лет живущих в стране с переходной экономикой, не могущей конкурировать с развитыми странами мира.

Призывы к восстановлению империи сочетаются у Бабурина с антизападной, особенно - антиамериканской, риторикой. Наряду с этим, лидер партии "Народная воля" активно выступает не только за союз России с Беларусью, но и за то, чтобы Россия восстановила своё влияние в бывших республиках Советского Союза, часто для того, чтобы избежать "вражеского" влияния Запада. Как отмечал Бабурин во время встречи с непризнанным Западом президентом Беларуси Александром Лукашенко, "белорусские люди не поддались на навязывание чуждых им ценностей, а духовный кризис в Беларуси был преодолен еще в 90-х годах".

Идеал Бабурина – соединение православия и социализма на почве русского национального возрождения. В своих программных статьях "Императив выживания нации" и "Консервативный взгляд на российский парламентаризм" (опубликованы на сайте партии "Народная воля") Бабурин рисует образ православия и как некоей совести государства, которая способна связать между собой все даже самые дикие и жестокие периоды российской истории, и как средоточия широты русской души, что позволило собрать воедино многие народны на территории России и Советского Союза. По словам Бабурина, "Православная Церковь – средоточие истории России, центр духовной и общественной жизни нации. Традиционные российские конфессии не являются альтернативой Православию. Именно Православие обеспечивает преемственность различных периодов Российской государственности". В советский период "православность" народа сохранялась и направляла, в том числе, и политику советского руководства. В этом, по мнению Бабурина, состоит "вселенское значение православия, преодолевающего рамки национальной замкнутости и изолированности, предполагает обретение им духовной силы, действующей в мире. Отсюда солидарность и стремление помочь то находящимся под турками болгарам или сербам, то испанским республиканцам, то затерянной далеко-далеко от Советского Союза революционной Кубе".

В современной России, как полагает Бабурин, необходимо признать православие "традиционной религией", хотя лидер партии "Народная воля" и не призывает к огосударствлению Церкви. Ему, как политику, нужно другое православие, которое было бы отражением чаяний гражданского общества. В отличие, к примеру, от протоиерея Всеволода Чаплина, Сергей Бабурин не говорит о том, что демократия, парламентская система и само существование партий чуждо менталитету российских граждан. Партия "Народная воля", наоборот, готова к выборам и полагает, что только парламентаризм сможет в данной ситуации стать проводником национальных интересов. С этих позиций стремление партии "Единая Россия" создать однопартийную систему подвергается "Народной волей" резкой критике. Кроме того, бюрократическая партия "единороссов", по мнению Бабурина и его единомышленников, совсем не отражает интересов народа.

В поддержке парламентаризма и в отторжении бюрократической однопартийной системы, созданной "Единой Россией", народно-патриотический союз Бабурина вполне солидарен со многими демократами. Антизападничество и имперские амбиции в идеологии партии похожи лишь на расплывчатую мифологию, которую, однако, приходится использовать для создания патриотического имиджа. Отличие идеологической платформы Бабурина от программ других движений, в которых упоминается православие, в том, что Бабурин закрепляет за православной идеей ее четкое место и не стремится отделаться общими фразами о "традиции и культуре". По мнению Бабурина, "лишь обращение к искреннему и деятельному Православию в соединении со сбережением социальных завоеваний периода социализма способно стать консолидирующей основой современного реформирования российского общества".

У русских консерваторов и русских демократов при всем их антагонизме со временем появляется много общих черт. Прежде всего, и те, и другие хотят заявить о своих идеях, а поэтому парламентская демократия становится реальной ценностью даже для противников западной демократии (кстати, какая еще демократия есть на свете?). Препятствием для всех становится авторитаризм, несменяемость власти и засилье "Единой России". И у тех, и у других существуют идеи, которые служат визитной карточкой, привлекая одних и отталкивая других – у консерваторов это жесткий антиамериканизм, критика Запада вообще, национализм, "рыночный социализм", у демократов – отождествление высокой гражданской культуры с европейской, признание критики Европы и США в адрес России, стремление построить цивилизованное общество по западному образцу, "либеральная рыночная экономика". При этом и консерваторы, или "правые", и демократы связывают своё будущее с интересами и голосами граждан всей России, а "единороссы" - только с Кремлем.

Роман Лункин,

для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования