Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Реанимировать Арсаки. Вряд ли после отмены отсрочек семинаристы будут служить в российской армии "на общих основаниях"


Новость об отмене отсрочек от призыва в армию для семинаристов пришла из российской Госдумы в самом начале студенческих каникул - когда, сдав экзамены по литургике и Ветхому Завету, отпев в хоре на торжественных службах Троицы, большинство "бурсаков" разъехалось по домам. Может быть, этим объясняется отсутствие не то что бурной, а вообще сколько-нибудь заметной реакции студентов духовных школ на кажущееся сенсационным решение законодателей? Отчасти так. Но главная причина спокойствия семинаристов - сложившееся за время пребывания в церковном истеблишменте, пусть и на самой низшей его ступеньке, ощущение принадлежности к господствующему клерикальному классу, который пользуется особым покровительством власти и которому, в силу этого покровительства, "ничто не угрожает".

Опыт с призывом в армию семинаристов уже имеется в новейшей истории России. Когда в середине 90-х, на фоне начавшейся войны в Чечне, уносившей на первом этапе тысячи солдатских жизней, призывать стали всех подряд, семинаристы тоже пошли служить. Но, конечно, они попали не в Чечню и даже не в грязную казарму с пьяными "дедами" и "прапорами". Для них был создан специальный "духовно-военный заповедник" при Смоленско-Зосимовой пустыне в поселке Арсаки Александровского района Владимирской области. Совсем недалеко от Троице-Сергиевой лавры, куда военнослужащие семинаристы могли с комфортом ездить на большие праздники. Да и в месте их постоянной дислокации служба была "непыльной" - немного работали на реставрации монастырских построек, но в основном занимались пением и другими изящными церковными искусствами. Вместимость части была довольно большой, и в московских храмах появились объявления о том, что православные молодые люди, даже не семинаристы, могут отслужить два года в высокодуховных условиях. Впрочем, едва ли все это как-то сказалось на укреплении боеспособности России в период первой Чеченской кампании.

В самом конце 90-х торжественно ввели отсрочку для будущих духовных лиц, и семинарии, по данным официальной статистики, испытали приток абитуриентов. Естественно, что сейчас ожидается обратный процесс - недостаток духовных студентов. О подобных опасениях заявил в интервью Порталу проректор одной из московских семинарий - Перервинской - Владимир Стасюк. Он заметил, что демографический спад, связанный со вступлением во взрослую жизнь "провального" поколения начала 90-х (такие демографически "провальные" поколения случаются каждые 20-25 лет в России - это отзвук еще Второй мировой войны), который, собственно, и спровоцировал отмену отсрочек, представляет собой такую же проблему для Церкви, как и для армии. Но если армия подвергается, образно выражаясь, одинарному демографическому налогообложению, то Церковь - двойному: за счет призыва в армию ее лишают и того небольшого кадрового ресурса, на который она могла бы рассчитывать. И тут важно иметь в виду еще один демографический перекос: несмотря на плоды "духовного возрождения", идущего в стране более 15 лет, большинство прихожан храмов РПЦ МП по-прежнему составляют пожилые люди, религиозно не очень грамотные. А вот окормлять их должны молодые священники, потому что старое поколение священников весьма немногочисленно. И призыв семинаристов может заметно усугубить диспропорцию между пожилыми прихожанами и молодыми священниками, которых будет остро не хватать.

Но, может быть, отмена отсрочек для семинаристов - это хороший шанс для РПЦ МП утвердить институт капелланов в армии, укрепить армейско-церковную спайку? Во всяком случае, со стороны священников, служащих в армии, отмена отсрочек встречена со сдержанным оптимизмом. С одной стороны, все - и Церковь, и армейское командование - понимают, что несколько десятков, пусть даже сотен, студентов духовных школ ситуации с комплектованием армии не изменят. Зато "армейская школа", которую пройдут семинаристы, сможет стать хорошим заделом для будущего служения в качестве капелланов. Кстати, зная о готовящейся отмене отсрочек, военное ведомство РПЦ МП (синодальный Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями) совместно с Главной военной прокуратурой подготовило в прошлом году проект закона о военных священниках, которым были предусмотрены и младшие должности для их помощников - рядовых и старшин-семинаристов. Закон этот пока не прошел, хотя в современном "правовом поле" он запросто может появиться, несмотря на всю свою неконституционность. Так будет оборудован приличный уголок для семинаристов, попавших в армию, - помогать полковым батюшкам. Если же закон о военном духовенстве все же не пройдет, ничто не мешает "реанимировать Арсаки" - пойти по пути создания специальных воинских частей для "воцерковленных православных", атмосфера которых мало чем будет отличаться от семинаристской, благо и в последней представлена, хоть в облагороженной форме, своеобразная "дедовщина".

Между прочим, проблему "дедовщины" в Церкви (правда, на примере монастырей) затрагивал в своем докладе на последнем Архиерейском Соборе РПЦ МП Патриарх Алексий II. Одним из источников этого позорного явления стал "военный опыт" многих новоиспеченных клириков и монашествующих, пришедших в Церковь непосредственно после увольнения из рядов вооруженных сил. Вообще, в отношениях армии и Церкви в России очень много психологических и правовых коллизий, которые только усугубит призыв семинаристов в армию. Думается, процесс "взаимообогащения" этих двух "стержневых основ" российского общества - Церкви и армии - станет еще более активным и фатальным.

Александр Солдатов,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования