Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Клирик РПЦ МП, кандидат богословия игумен ВЕНИАМИН (НОВИК): "Некоторые претензии епископа Диомида таковы, что на них нечего ответить. Но мученика из него делать не стоит"


"Портал–Credo.Ru": Отец Вениамин, проходит Архиерейский Собор РПЦ МП. Давно не было такого, чтобы Собор был рассчитан на такой длительный срок. Заявлено очень много интересных тем. А чего Вы ожидаете от проходящего Собора?

Игумен Вениамин (Новик): Ожидания у меня большие. Прежде всего, я ожидаю от Собора принятия Устава о церковном суде. Я полагаю, что это сейчас самая главная внутрицерковная проблема. И здесь трудности будут огромные, потому что современное светское судопроизводство в какой-то мере оказывает влияние на церковное судопроизводство – такие вещи, как состязательность процесса, присутствие обвиняемой стороны, наличие у нее защиты. Эти нормы выработаны светским судопроизводством, уходящим своими корнями в римское право. Принципы римского права по-настоящему не усвоены даже нашим светским правом и судопроизводством. Вот мы и видим огромные злоупотребления в судах. Есть же еще проблема независимости суда и гражданского, и церковного.

Возникают не столько технические, сколько мировоззренческие проблемы. У меня пожелание, чтобы Устав о церковном суде соответствовал современным нормам и пониманию права. Можно, конечно, возразить, что нормы светского права сами по себе, а у нас внутрицерковное, особое право. Это не совсем так.

– Но формальная процедура, вероятно, одна и та же? Одно дело идеология, другое - процедура.

– В основе правовой и судебной системах лежит определенная философия права. Где наша философия права, как она проговорена? У нас по-настоящему многие каноны нигде не прописаны, нет внятного изложения многих вещей. Дело о. Павла Адельгейма ярко высветило все проблемы нашего церковного судопроизводства. Нужна перестройка, я бы сказал, нашего сознания.

Ведь архиереи, которые привыкли быть никому не подчиняющимися, которые часто не считаются с общественным мнением, и им придется менять свою психологию. Им придется признать такой институт, как защита. Наряду с адвокатом дьявола окажется и адвокат ангела. Это потребует перестройки сознания – не догматического, но канонического. Хотелось бы, чтобы Устав церковного суда соответствовал элементарным нормам справедливости, правам человека – все это в большой степени светская концепция, но в ней говорится и об основах социальной концепции. Хотелось, чтобы такой документ был принят.

– По располагаемым нами сведениям, Устав церковного суда принимать на этом Соборе собираются. Но, исходя из тех же сведений, я не могу разделить Вашего оптимизма в отношении ограничения всевластия епархиальных архиереев. Предполагается, что в случае несогласия правящего архиерея с решением церковного суда он будет вправе единолично это решение отменить. Какой в этом случае смысл суда?

– Суд станет неким фактором влияния на архиерея. Если раньше можно было полностью игнорировать такие реалии, как общественно-церковное сознание, то теперь это будет сделать сложнее. Правда, может, у нас пока по настоящему церковно-общественного сознания то и нет. Я думаю, что это будет фактор влияния. Епископу будет труднее быть полностью независимым от окружающих его клира и паствы. Это будет шаг в положительную сторону, мне кажется.

– На недавней презентации своей книги о. Всеволод Чаплин сказал, что в Церкви не может быть разделения властей как в светском государстве. Что Вы скажете по этому поводу?

– Принцип разделения властей укоренен еще в античной древней диалектике. Там истина выявляется в споре. Нам эта философия чужда и нами не усвоена. Мы воспитаны в духе всеединства и единогласия. Сама процедура голосования кажется светской, когда епископы сидят и поднимают руку. Конечно, мы все мечтаем о единстве, но поскольку люди повреждены первородным грехом, то момент, связанный с возможной ошибкой, неустраним. Поэтому и голосование возможно, и в какой-то степени разделение властей возможно. Можно спорить о степенях этого разделения. Внутри Церкви полностью автономных структур быть не может. Это вопрос веры, мудрости и баланса.

– Что Вы скажете по животрепещущему вопросу взаимоотношения епископа Диомида (Дзюбана) и Патриархии?

– Насколько я знаю, епископ Чукотский Диомид на Собор не приехал. Поэтому устраивать какое-то обсуждение в его отсутствие будет не совсем канонично. Я думаю, этот вопрос будет просто обойден молчанием.

– Митрополит Климент (Капалин) сказал другое. Мол, сами этот вопрос мы поднимать не будем, но если кто-то его поднимет, то будем его обсуждать.

– Значит, мы всё же движемся в сторону соборной жизни, открытости и гласности. Некоторые претензии епископа Диомида таковы, что на них нечего ответить. Например, что вопреки Уставу вот уже столько лет не созывается Поместный Собор. Так что епископ Диомид не во всем неправ. Другое дело, что многие другие его утверждения носят риторический характер. Но ведь у нас еще никого, например, не наказывали за антиэкуменизм. Так что это непростой случай. Делать из него мученика тоже не стоило бы.

– Окажет ли влияние на общую атмосферу Собора присутствие на нем в полноценном качестве архиереев РПЦЗ МП? Ведь у них обстановка на Соборах совершенно иная?

– Да, у них обстановка более открытая, более искренняя, больше элементов демократии. Но я сомневаюсь, что у них хватит мужества что-то сказать на проходящем Соборе.

– Может ли на этом Соборе вопреки воле священноначалия спонтанно всплыть вопрос о созыве Поместного Собора?

– Я думаю, что нет. Наши архиереи не испытывают никакой потребности в таком Соборе. Все вопросы они могут решить на Архиерейских Соборах: и Устав принимается, и канонизация проводится. Так что Поместный Собор им не нужен.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования