Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор католического радио "Дар" в Москве ПЕТР САХАРОВ: "Считаем ли мы, что есть жизнь в других мирах, или считаем, что ее нет и не может быть, – это вопрос, который существенно не влияет на спасение"


"Портал-Credo.Ru":  В газете "L'Osservatore Romano" появилась статья главного астронома Ватиканской астрономической обсерватории священника-иезуита Хосе Габриеля Фунеса, который утверждает, что во Вселенной могут обитать другие разумные существа, кроме человека. Как бы Вы прокомментировали эту позицию ученого-иезуита; изменяет ли она вообще и, если да, то насколько, современное религиозное мировоззрение?

Петр Сахаров: Это интервью Габриеля Фунеса, родившегося в Аргентине в 1963 г., с месяц назад было опубликовано в официозе Ватикана. Он достаточно известный астроном и, как и многие иезуиты, совмещает священство с успешной научной деятельностью.

В первую очередь, надо четко осознавать, что это интервью ни в коем случае нельзя рассматривать как учительство католической Церкви. Автор интервью не может претендовать на такой статус. Это просто мнение, в частности, научное, а не богословское, одного из ведущих католических ученых. До сих пор по этому вопросу в учительстве Церкви нет никаких высказываний – ни "за", ни "против".

– А разве Джордано Бруно сожгли не за учение о том, что земная цивилизация во Вселенной не единственная?

– Во-первых, там была сумма обвинений. Во-вторых, за несколько столетий, прошедших с того времени, Церковь достаточно существенно пересмотрела свои взгляды на некоторые вопросы. Я имею в виду учительство католической Церкви по состоянию на сегодняшний день. Да, прецедент обвинения Бруно, конечно, был, но если изучить документы, выражающие учительство Церкви, то я сомневаюсь, что мы найдем какое-либо утверждение на эту тему в документах прошлого.

Это интервью есть выражение не мнения Церкви, а собственного богословского и научного мнения Габриеля Фунеса. При этом хочу обратить ваше внимание, что оно опубликовано в "L'OsservatoreRomano", которая, как я уже говорил, является официозом Ватикана. Если там что-то публикуется, значит, Римская курия это внимательно просмотрела и, по крайней мере, не возражала. За месяц, прошедший после публикации этого интервью, никаких опровержений или критических материалов там не появилось. Это в очередной раз подчеркивает, что для учения католической Церкви проблема существования внеземных цивилизаций не является существенным вопросом. Это не входит в сферу вопросов, необходимых для спасения. Считаем ли мы, что есть жизнь в других мирах, или считаем, что ее нет и не может быть, – это вопрос, который существенно не может влиять на наше спасение.

Отец Фунес в этом интервью говорит о том, что он не исключает возможности существования разумной жизни вне Земли. Конечно, возникает вопрос – как это связано с доктриной об искуплении? Наше земное человечество знает учение о грехопадении и последующем искуплении воплотившимся Сыном Божиим, Который воплотился одним из нас, принадлежавшим человечеству. На это Фунес отвечает, что его гипотеза никоим образом не может противоречить учению о спасении, потому что, во-первых, возможные мыслящие существа в других мирах могли и не отпасть от Бога, и находиться в состоянии благодати, а во-вторых, если они тоже отпали от Бога, то каким-то образом они соединены со спасением. Каким образом – мы этого знать не можем.

Я бы напомнил в этой связи о суждении нашего выдающегося русского ученого и очень верующего человека Михаила Васильевича Ломоносова. У него была такая работа "Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Императорской Академии Наук майя 26 дня 1761 года". Там, при наблюдении прохождения Венеры через видимый диск Солнца, стало ясно, что у нее есть атмосфера. В этой связи возник вопрос: а могут ли там быть люди? Вот что по этому поводу Ломоносов написал в этой работе: "Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им Евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавательми, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди видом, языком и всеми поведениями от нас отменные, какой веры? И кто им проповедал Евангелие? Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову ("не стяжите ни злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры на пути, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла") туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того же и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть, тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно. "Многи пути ко спасению. Многи обители суть на небесех".

При всем сем христианская вера стоит непреложна. Она Божиему творению не может быть противна, ниже ей Божие творение, разве тем чинится противность, кои в творения Божия не вникают.

Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой – Свою волю. Первая – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных, в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. Нездраворассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии".

На интересующий нас вопрос точно так же отвечал другой ученый два с половиной века назад.

Я сам не особо верю в существование внеземных цивилизаций. Для меня как раз именно единственность спасения во Христе всегда была ответом на этот вопрос. Мне казалось, что это невозможно. Хотя я допускаю ограниченность своего разума, но, по крайней мере, могу сказать, что единственность спасения во Христе под сомнение не ставится. Более ничего за Фунеса сказать не могу.

– После публикации интервью о. Фунеса некоторые атеисты, радостно потирая руки, сказали: "Ну, если действительно обнаружатся внеземные цивилизации, то вся ваша церковность потерпит крах…".

– Существовали некоторые незыблемые схемы естественно-научных представлений, сформировавшиеся в Церкви и принятые ею. Они неизбежно со временем менялись. Церковь, порой нехотя, порой и легко, признавала эти изменения. Я не думаю, что это становилось причиной существенных и массовых отпадений от Церкви.

Если взять массовое омирщение в ХХ веке, массовое отпадение от Церкви в XIX веке, хотя тогда этот процесс не был таким открытым и откровенным, то причины были куда как более комплексными. Когда, например, стало ясно, что Земля круглая и ее можно оплыть и вернуться с другой стороны – это существенно не повлияло на принадлежность к Церкви.

– Но уже переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической был воспринят Церковью более болезненно.

– Более болезненно – да, но и тогда не наблюдалось по этой причине массового отпадения людей от Церкви.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования