Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель Свято - Елисаветинского храма РПАЦ в Санкт-Петербурге игумен ГРИГОРИЙ (Лурье): "Дьякону Андрею Кураеву не должно быть приятно, когда православных людей приравнивают к баранам. Его это задевает как-то лично"


"Портал–Credo.Ru": Давно ли Вы знакомы с диаконом Андреем Кураевым? Приходилось ли Вам с ним сотрудничать?

Игумен Григорий: Мы знакомы со второй половины 80-х, еще до его учебы в Румынии. Общались довольно часто, но именно сотрудничали один только раз – в 1994 году, когда остановили принятие Шамбезийской унии (с монофизитами) Архиерейским собором РПЦ МП.

– Правда ли, что диакон Андрей разделял (и, возможно, по сей день разделяет) Ваше негативное отношение к экуменизму? Учитывая Ваше совместное с ним авторство брошюры против "Шамбезийской унии", можно ли считать диакона Андрея "борцом с ересью экуменизма"?

– Думаю, что экуменизм в духе митрополита Кирилла ему эстетически противен. Ему вообще не должно быть приятно, когда православных людей приравнивают к баранам. Его это задевает как-то лично. Меня тоже задевает. Неприятно. Но особенного фанатизма по отношению к канонам и догматам я за ним тоже не припомню. Поэтому последовательным антиэкуменистом его считать невозможно. Просто он довольно трезвый человек. Когда людям откровенно дурят голову, он это понимает. Когда среди таких людей оказывается он сам – ему это неприятно.

– Как Вы оцениваете методы и содержание миссионерской деятельности диакона Андрея Кураева последних лет? Считаете ли Вы справедливой критику его в модернизме и либерализме?

– Модернизм и либерализм у него, разве что, в стилистике. Он не особенно жалует субкультуру православного гетто, поэтому для кого-то он модернист. А так – он не больший модернист, чем весь мейнстрим РПЦ МП. То есть его отношение к православной догматике, разумеется, нельзя было бы признать православным с позиции истинно-православной Церкви, но на общем фоне РПЦ МП он никаким либерализмом не выделяется.

Его главный метод миссии – явить "православие с человеческим лицом". Он, по-моему, правильно понимает, что от успеха этого предприятия будет зависеть будущее – сможет ли молодежь обращаться в православие и, обратившись, в нем задерживаться более трех лет? Пожалуй, даже в последние годы Андрей Кураев особо заботится о таких вчерашних неофитах, у которых уже выветрилось первоначальное романтическое увлечение христианством и которые теперь в большинстве своем потихоньку расцерковляются, не видя возможности совмещать активную церковную жизнь с нормальной человеческой. Кураев хочет им сказать, что такая возможность есть. Насколько он убедителен – это другой вопрос.

– К каким последствиям приведет уход диакона Андрея Кураева с "активного миссионерского поприща"?

– Думаю, что активность диакона Андрея нисколько не снизится. По-моему, он просто решил попытаться оставить несколько легкомысленно взятое им на себя амплуа звезды православного шоу-бизнеса. Когда-то он думал, что этими выступлениями можно влиять на людей. Может быть, отчасти это было правдой. Но все-таки он всегда влиял гораздо больше своими книгами. Печатное слово способно повлиять глубоко, оставаясь надолго один на один с каждым читателем. Устное слово, особенно в обстановке, приближенной к концертной, – всегда трансформируется, точнее – искажается, в памяти аудитории, даже самой восторженной. Воспоминания об устной проповеди неизбежно впишутся в те реалии, к которым люди привыкли и которыми они живут на местах, и на которые совершенно не властны повлиять никакие миссионерские шоу. Проповедовать устно бывает эффективно только там, где постоянно ведется другая работа в том же направлении, что и проповедь. А когда этого нет – будет православный шоу-бизнес.

Вообще говоря, в своей борьбе за "православие с человеческим лицом" диакон Андрей, я думаю, вовремя спохватился. Наверное, он вспомнил о судьбе своего более прямолинейного и поэтому неудачливого предшественника, которому посвятил свое стихотворение Алексей Константинович Толстой. Оно о том, что в проповеди посредством различных шоу бывает жизненно важно вовремя остановиться:

"Верь мне, доктор (кроме шутки!), –
Говорил раз пономарь, –
От яиц крутых в желудке
Образуется янтарь!"

Врач, скептического складу,
Не любил духовных лиц
И причетнику в досаду
Проглотил пятьсот яиц.

Стон и вопли! Все рыдают,
Пономарь звонит сплеча –
Это значит: погребают
Вольнодумного врача.

Холм насыпан. На рассвете
Пир окончен в дождь и грязь,
И причетники мыслете
Пишут, за руки схватясь.

"Вот не минули и сутки,-
Повторяет пономарь,-
А уж в докторском желудке
Так и сделался янтарь!"

Ноябрь (?) 1868 г.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-
Credo.Ru"

Фото с сайта: st-elizabet.narod.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования