Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Поэт, прозаик, критик БОРИС КОЛЫМАГИН: "Диакон Андрей Кураев - человек бесстрашный. Ситуация с Благодатным огнем показала, что он может пойти против мощных финансовых интересов патриархии и назвать вещи своими именами"


"Портал–Credo.Ru":  Весьма известный проповедник диакон Андрей Кураев в интервью "НГ-Религии" заявил, что уходит на своего рода "миссионерскую пенсию" и свертывает интенсивность своих поездок. Как Вы можете прокомментировать это событие?

Борис Колымагин:  Впервые о диаконе Андрее Кураеве я услышал в "Церковном вестнике", когда работал там в 1990 году. Он принес большую статью о поэзии. С тех пор его имя постоянно появлялось и в "Церковном вестнике", и в других изданиях. Уже тогда сложилось мнение, что он очень работоспособный и сильно включенный в культуру человек. Я воспринимал его как человека очень одинокого по жизни, потому что всегда, когда я ездил с ним в патриаршие поездки, то видел, что он как-то мало общается с остальным окружением Патриарха. Он всегда находился немного в стороне, как-то выпадал из той "обоймы", из тех культурных стандартов, которые сложились вокруг Патриарха.

Я понимал , что он интересный миссионер, крупный богослов. Но этот индивидуализм несколько настораживал и тогда, и в последующее время, поскольку, чтобы вести реальную миссионерскую деятельность, нужно людей приводить куда-то в общину. А вот этот тренд общины у него, как мне кажется, абсолютно отсутствовал и в те годы, и сейчас. Хорошо говорить человеку про рай, а вот поди ж ты - приведи его в этот рай. Я думаю, что без созидательно-общинной деятельности просто проповедь малоэффективна. В это главная моя внутренняя претензия к диакону Андрею.

Были у нас и личные разногласия. Я на своем сайте разместил весьма критическую статью одного религиоведа о книге Кураева "Как делать антисемитом". Кураев на своем сайте, который имеет десятки тысяч посетителей, тут же написал, что о. Георгий Кочетков выступает против него, хотя выступал я, а не о. Георгий. Такого рода передергивания можно найти у диакона Андрея и в других местах.

В то же время он человек бесстрашный. Ситуация с Благодатным огнем показала,что он может пойти против мощных финансовых интересов патриархии в лице фонда "Андрея Первозванного" и назвать вещи своими именами. Это бесстрашие даже как-то подкупает и ценится.

То, что он действительно может аргументированно защищать преподавание "Основ православной культуры" и богословских дисциплин в светских вузах – это тоже его плюс. Я воспринимаю его как официоз, но официоз, имеющий свое мнение, которое может расходиться с господствующим мнением. Сейчас на него на сайте "Русская линия" организовали травлю – достаточно почитать совершенно неграмотную статью Семенко. В этот момент хочется поддержать Кураева.

Потом он общается со многими "живыми" людьми. Конечно, их взгляды могут быть разными: от фундаменталистских до либеральных, но спектр его общения таков, что он и о. Олегом Стеняевым общался, и подписывал письма в защиту священника Георгия Кочеткова. Сейчас он сильно от него дистанцировался, но, тем не менее, мне кажется, что все здоровое и разумное он в Церкви поддерживает. Так что у меня к нему отношение двойственное. С одной стороны, это большой культурный потенциал, это человек, который много делает для Церкви, с другой – этот индивидуализм, отказ от поиска общинной, соборной созидательной жизни несколько умаляет его миссионерскую деятельность.

То, что он уходит – это чисто политические вещи. Сейчас вообще в Церкви в разных формах идет атака на миссию после совещания в Новоспасском монастыре. Активные миссионеры сейчас примолкли, не выступают, не откликаются на приглашения туда, где их могут как-то скомпрометировать. И не он первый, кто сворачивает свою миссионерскую активность. Это связано с усилением антимиссионерского лобби, с одной стороны, а с другой – с фундаменталистскими тенденциями, которые новоспасское совещание продемонстрировало.

– Есть ли люди, которые на таком же уровне могли бы заменить диакона Андрея Кураева?

– Сегодня такого человека нет, потому что Кураев - это еще и раскрученный бренд. В него много вкладывали: и телевидение его постоянно снимало, и газеты публиковали. Новый бренд надо еще раскручивать. Люди такого уровня есть, но с ними надо работать в медийном пространстве.

– Кого бы Вы назвали конкретно?

– Священник Константин Кравцов – победитель филаретовского конкурса религиозной поэзии. Он входит в круг священника Димитрия Смирнова. Отец Филипп Парфенов, который служит в Царицыно. Это, как я уже сказал, в основном, вопрос раскрутки, но также и образования, и культурных связей. Еще должны быть напор и энергия, как у Кураева. Хорошо,  чтобы это был целибат, но с этим проблемы.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования