Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



колпаки на забор
Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Глава Информационно-издательского управления УПЦ КП епископ Васильковский ЕВСТРАТИЙ (Зоря): "Алексий скорее приедет в Киев, но он не очень этого хочет, а Варфоломей скорее не приедет, хотя он этого и желает"


"Портал-Credo.Ru":  Как Вы оцениваете вероятность визитов в Украину этим летом Патриархов Алексия II и Варфоломея?

Епископ Евстратий:  Визит Московского Патриарха в Украину более вероятен, чем визит Вселенского Патриарха Варфоломея. Ведь у первого здесь есть своя юрисдикция, есть политические лоббисты. В конце концов, за этим визитом стоят интересы родного Алексию государства, которое, кажется, более заинтересовано в этом событии, чем сам Патриарх.

У меня сложилось впечатление, что Алексий не очень хочет ехать в Украину, а государственная власть, в лице предыдущего президента Путина, его к этому подталкивает. Именно так я воспринял неожиданную и довольно странную встречу Путина и Алексия в Кремле незадолго до формальной отставки Путина. Ведь раньше президент России ездил на встречи к Московскому Патриарху, а не наоборот. Именно на этой встрече впервые официально было сказано о том, что визит состоится, причем сказал это первым не Патриарх. Как, впрочем, и приглашение Алексию посетить Украину со стороны президента Ющенко последовало после его общения с Путиным.

Что касается визита Вселенского Патриарха Варфоломея – здесь все еще сложнее. С одной стороны, логично, что он приедет и возглавит торжества по случаю Крещения Киевской Руси, ведь само то Крещение было от Византии, а Киевская Митрополия была в составе Вселенского Патриархата около 700 лет. С другой стороны, возникает вопрос: каким будет формат этого визита? Произойдет ли он с согласия и по приглашению Алексия, считающего Украину своей "канонической территорией", или Патриарх Варфоломей посчитает достаточным приглашение со стороны государства, направленное Виктором Ющенко?

И первый, и второй варианты для Константинополя сопряжены с проблемами. Ожидать приглашения в Киев от Московского Патриарха означало бы согласиться с его юрисдикцией над Украиной, чего Вселенский патриархат, по-видимому, не желает. Приехать без приглашения означало бы вступить в открытый конфликт с Москвой, к чему Константинополь еще не готов. Вероятнее всего, что на торжества приедет не сам Патриарх, а представительская делегация, которая будет всячески акцентировать внимание на связи Крещения Киевской Руси и самой Украины с Константинополем. Что будет соответствовать и настроениям президента Ющенко в этом вопросе.

Так что, если резюмировать сказанное, то получается, что Алексий скорее приедет, но он не очень этого хочет, а Варфоломей скорее не приедет, хотя он этого и желает.

- Возможно ли усиление межконфессиональной конфронтации в Украине во время празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси?

- Это зависит от многих факторов. Пока что подготовка к празднованию проходит конструктивно, и причин ожидать усиления конфронтации нет. Но есть вероятность того, что визит Московского Патриарха будет использован для того, чтобы, образно говоря, "перетянуть одеяло" на Московский патриархат. Не на здешнюю УПЦ МП, а именно на патриархат Москвы.

Вместо празднования Крещения Киевской Руси будут праздновать некую "общую купель трех братских народов", хотя при князе Владимире никаких "трех народов" не было, как не было и общей купели. Концепция "общей купели" предусматривает некое равноправное и одновременное участие украинцев, русских и белорусов в Крещении. Но исторически это же не так! Сначала произошло Крещение Киева и Киевских земель, а потом из Киева шли миссионеры и крестили северные княжества. При чем там этих миссионеров часто убивали или пытались убить, о чем свидетельствуют летописи и Печерский Патерик. В отличие от Киева и окрестных земель, где Крещение прошло спокойно.

На юбилейной конференции, посвященной 900-летию Михайловского Златоверхого монастыря, прошедшей в Киевской православной богословской академии 23 мая, Святейший Патриарх Филарет отметил, что празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси – это не юбилей, а скорее "поправка" к юбилею 1000-летия Крещения Руси, обновление того юбилея. Тогда основные торжества прошли в Москве, основанной более чем через полтора столетия после самого события Крещения. А в Киеве был лишь слабый отголосок празднований. Через двадцать лет правда должна восторжествовать, и празднование Крещения Киевской Руси должно произойти именно в Киеве. Как это было с празднованием 900-летия Крещения, которое отмечали не в Москве или Санкт-Петербурге, а именно в Киеве.

В качестве ремарки замечу, что желание вытеснить киевоцентричность из начального периода российской истории в целом и из истории Церкви, в частности, очень хорошо заметно даже на уровне терминологии. Если в Украине говорят о "Крещении Киевской Руси" или даже "Руси-Украины", то в Москве говорят исключительно о "Крещении Руси". Еще в советские времена термин "Киевская Русь" старательно вытеснялся термином "Древняя Русь", "древнерусское государство". Теперь же официальная российская историческая наука вообще пытается вывести начала российской государственности из Новгорода, а не из Киева. Для этого не брезгуют своеобразной реанимацией норманнской теории происхождения Киевского государства, которая русскими патриотами, по идее, должна восприниматься, как унизительная для славян.

Мы хотим, чтобы празднование Крещения Киевской Руси-Украины стало поводом для народа обратиться к своим духовным корням, вспомнить о великом духовном богатстве, оставленном нам предками. Но со стороны Москвы мы видим желание превратить это празднование в некую, далекую по своей сути от события Крещения, политическую демонстрацию в поддержку "единства братских народов". Если эта политическая концепция празднования, желательная для Московского патриархата, возьмет верх – тогда конфликт возможен. Конфликт не между конфессиями, а между сторонниками и противниками нынешней российской политики. И если Московский Патриарх приедет в Украину не как пастырь, а как прокремлевский политик – не будет ничего удивительного, когда его станут встречать тут как политика – одни демонстрациями поддержки, другие – протестами.

- Насколько официальные контакты Патриарха Филарета с Константинопольским патриархатом свидетельствуют о готовности последнего признать каноничность украинской автокефалии?

- Состоявшаяся недавно официальная встреча Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета с делегацией Константинопольского патриархата – важное и положительное событие. Эта встреча показала несостоятельность утверждений Московского патриархата о том, что в "православном мире с Филаретом никто общаться не желает", и что поэтому с ним вообще никакой диалог невозможен. Напротив – визит в Киев делегации из Константинополя засвидетельствовал, что последний готов к официальным прямым двусторонним контактам с Киевским патриархатом.

Делегация прибыла официально в Патриаршую резиденцию, Киевский Патриарх принимал ее так, как и положено предстоятелю Церкви – и по форме, и по сути. Более того – общение продолжилось и за обеденным столом. По вполне понятным причинам члены делегации вели себя дипломатично, были осторожны в своих высказываниях. Но в то же время это была встреча двух православных сторон, а не "канонических иерархов" неизвестно с кем.

Обе стороны согласились с тем, что для разрешения всех проблем ключевым является диалог – как внутри Украины, так и с Матерью-Церковью. Во время встречи Патриарх Филарет аргументированно показал, что нет смысла ждать конструктивных шагов в Украине от нынешнего руководства Московского патриархата, что Москва никогда добровольно не признает автокефалию Украинской Церкви и любой ценой будет пытаться сохранить свое влияние на нее. Поэтому возможность разрешения всех проблем лежит только в плоскости Украина-Константинополь.

Представители Патриарха Варфоломея заверили, что если того потребует благо Православия, Вселенский патриархат будет действовать смело и решительно. Пока что Константинополь не готов к таким действиям в украинском вопросе, но уже сам факт того, что Москве и ОВЦС не удалось заблокировать встречу делегации с Патриархом Филаретом (хотя усилия к этому были приложены) свидетельствует о том, что в вопросе Украинской Церкви Вселенский патриархат становится более активным и решительным. В последнее время конфликты между Москвой и Константинополем всегда завершались уступками со стороны Москвы. И вряд ли итоги поездки патриаршей делегации в Украину можно причислить к победам московской церковной дипломатии.

- Какие новые возможности открывает празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси для сближения православных юрисдикций украинской традиции?

- Мы надеемся, что это празднование позволит лучше осознать единство наших духовных корней, увидеть друг в друге не столько конкурентов, сколько сотрудников на ниве духовного возрождения украинского народа. Наша Церковь готова к такому сотрудничеству, у нас по этому поводу есть конкретные инициативы. Посмотрим, насколько к такому сотрудничеству готовы наши собратья.

- Прогнозируете ли Вы дальнейшую автономизацию УПЦ МП от Москвы в результате будущих Архиерейского и Поместного Соборов этой Церкви?

- В вопросе независимости Украинской Церкви Московская патриархия, Патриарх и ОВЦС ведут себя подобно слону в посудной лавке. Складывается впечатление, что своими неуклюжими нападками на иерархов УПЦ МП, пытающихся найти какой-то способ к преодолению церковного разделения, натравливанием на иерархов околоцерковных движений и братств, Москва только способствует расширению поддержки независимости УПЦ. Похоже, что патриархия пытается разыграть тот же сценарий, что и в 1991-92 гг., только имена жертв будут другими, а бывшие гонители сами превратятся в гонимых. Только вот сейчас уже не 1992 год, и результаты такой политики для Москвы могут быть еще плачевнее…

По моему мнению, процесс, который можно назвать и "автономизацией УПЦ", будет продолжаться вне зависимости от того, желают ли этого в Москве и насколько осмысленно он будет происходить в Украине. Такова логика исторического процесса. Если же со стороны Московской патриархии будут продолжаться неуклюжие попытки остановить этот процесс путем давления, шантажа и угроз, то от этого он только ускорится.

- Согласны ли Вы с очередными заявлениями господина Каурова о том, что в канун "судьбоносных" торжеств усиливается влияние государственной власти на церковную жизнь в Украине?

- Объективно влияние государственной власти на церковную жизнь в Украине (в отличие от России) не очень значительно. Причина этого – и в конфликте ветвей власти, и в отсутствии единого видения стратегии развития церковно-государственных отношений, и в личных убеждениях носителей власти, которые считают для себя неприемлемым руководить церковной жизнью.

Что же касается заявлений господина Каурова, то таким образом он, вероятно, пытается преувеличить значение собственной деятельности по "противостоянию" этому "влиянию власти". Думаю, что деятельности не бесплатной.

- Какое участие примет УПЦ КП в государственных юбилейных торжествах, и насколько Ваша церковная программа юбилея будет отличаться от государственной?

- Пока еще до конца не определен формат государственных торжеств, но в любом случае мы будем принимать в них участие. В то же время мы не считаем 1020-летие юбилеем. Киевский патриархат совместно с государством в этом году отмечает 900 лет со времени основания Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Это – действительно юбилейная и весомая дата. В связи с этим у нас будет проведен Поместный Собор, состоятся юбилейные богослужения и другие праздничные мероприятия. А про годовщину Крещения Киевской Руси мы будем вспоминать в рамках этих церковных юбилейных торжеств.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования