Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Академик РАЕН ВАЛЕНТИН НИКИТИН: "Государь Николай II в последний период своей жизни был настоящим исповедником и страстотерпцем, и за этот именно подвиг он сподобился великой милости Божией искупить свои грехи"


"Портал Credo.Ru": Какова роль императора Николая II, 140-летие со дня рождения которого исполняется 19 мая, в истории России?

Валентин Никитин: Чрезвычайно противоречивая, но в любом случае - увы - роковая. "Увы мне, увы!"  – рефрен, знакомый со времен античной трагедии.

Российская империя рухнула при Николае II, как колосс на глиняных ногах, хотя на самом деле была мощной державой с огромным запасом прочности, и этот запас наращивался из года в год всё его царствование, с 1894 года до самого начала I Мировой войны. Вместе с тем, Николаю II довелось быть "последним удерживающим". За ним как бы встает некий таинственный, апокалиптический образ...

- Что Вы думаете о так называемых "екатеринбургских останках", захороненных в Петропавловском соборе (аккурат к 80-летию расстрела), и об обретенных уже ныне в Екатеринбурге (к 90-летию расстрела)?

- Еще при вице-президенте Борисе Немцове, который официально поручил разобраться относительно "екатеринбургских останков" своему тогдашнему советнику Виктору Аксючицу, лидеру РХДД, мне довелось ознакомиться с обширными материалами по этому делу, в качестве члена Политсовета РХДД. На всех членов Политсовета, за исключением Михаила Назарова, эти материалы, в особенности результаты генетического анализа, произвели убедительное впечатление, и мы сочли возможным признать их истинными. Назаров же тогда (и впоследствии) заявлял о возможности фальсификации. Что касается других останков, совсем недавно обретенных близ Екатеринбурга, мне об этом трудно судить – об этом мне слишком мало известно.

- Но не есть ли эта история с "останками" -  стремление закрыть трагическую страницу истории раз и навсегда?

- А почему бы и не закрыть эту трагическую страницу? Если это "закрытие" станет актом покаяния, подведением черты под предостерегающим и поучительным уроком.

- Николай II был канонизирован как новомученик - был ли он человеком святой жизни?

- Есть русская пословица: "Конец – делу венец"; и к жизни венценосца эта народная мудрость вполне применима. Судя по жизнеописаниям святых, многие из них были из ряда вон выходящими грешниками: апостол Петр трижды отрекался от Христа, апостол Павел, будучи Савлом, был жестоким гонителем христиан, Мария Магдалина погрязла в грехе блуда – и т.д. и т.п. Человек от рождения несет на себе печать первородного греха, от которого его освобождает только благодать Христова. Вспомним евангельского "разбойника благоразумного", который сподобился услышать "Ныне же будешь со мною в раю" из уст Самого Спасителя на Голгофе, за минуту-другую до своей кончины… Ясно, что государь Николай II в последний период своей жизни был настоящим исповедником и страстотерпцем, и за этот именно подвиг он сподобился великой милости Божией не только искупить свои грехи, но и стяжать у Господа венец славы.

- А как же Распутин? 

- Не благодаря, а вопреки Распутину. Влияние Распутина на Августейшую семью, как мы знаем, объяснялось страхом родителей за жизнь больного гемофилией цесаревича, а родительская слабость вполне извинительна. Кто из нас бросит камень?

- Правда ли, что Николай II хотел принять на себя сан Патриарха?

- Есть сведения, что на Предсоборном присутствии, кажется, в 1906 году, расматривавшем вопрос о восстановлении патриаршества в Русской Церкви, император Николай II предложил членам Святейшего Синода свою кандидатуру. Ответом было молчание, и после неловкой и тягостной, но непродолжительной паузы царь повернулся и вышел. А жаль. Его избрание Патриархом могло бы стать прологом симфонии между государством и Церковью, подвигнуть Россию к теократии.

- Каковы заслуги Николая II перед Церковью?

- Прежде всего, канонизация святых, которая совершилась в годы его царствования. Например, преподобного Серафима Саровского. Главная же заслуга – подвиг страстотерпца, удостоенный прославления. Врожденная его заслуга, точнее, достоинство – он был православный царь, самодержец, помазанник Божий.

- Были ли у него ошибки?

- История не знает сослагательного наклонения, но лучше было бы ему не отрекаться от Богодарованного царства. Впрочем, его добровольное отречение – отнюдь не акт малодушия, а, скорее, наоборот, жертва на алтарь Отечества; но все же оно деморализовало русское офицерство, ускорило распад армии. Вместе с тем, оно и отстрочило начало гражданской войны и, быть может, предотвратило реки русской крови, которые могли бы пролиться гораздо раньше. Нам ли обсуждать или осуждать?  Сердце царево в руце Божией. Лучше ошибаться, чем совершать преступления. Другие правители России, к глубокому прискорбию, делали ровно наоборот.

- Вы верите, что кто-то выжил из Семьи?

- Нет.  Ибо все они, даже на фотографиях – словно в нимбе мучеников, в ореоле святости. Как пророчески написал поэт: "Какие прекрасные лица, и как это было давно"!

- Многие из участников Поместного собора 1917-18-го годов отреклись от монархии и поддержали Временное правительство - что Вы об этом думаете?

- Об этом приходится лишь сожалеть.

Беседовал Алексей Феоктистов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования