Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, д.ф.н., исламовед ТАУФИК ИБРАГИМ: "Решение малазийского шариатского суда, дозволившего новообращенной мусульманке вернуться в свою традиционную религию, не столь уж беспрецедентно"


"Портал-Credo.Ru": Доктор Ибрагим, в последнее время главной новостью на исламскую тематику можно назвать беспрецедентное решение шариатского суда, позволившее обратившейся в ислам мусульманке вернуться в свою традиционную религию буддизм. Насколько известно, традиционно нормы шариата на этот счет достаточно строги и не допускают выхода мусульманина из своей религии в любой форме.

Ибрагим Тауфик: Такое решение на самом деле возможно, если переход в ислам человек принял под чьим-то давлением. Тогда отход от ислама не может, согласно шариату, рассматриваться как вероотступничество. Кроме того, сегодня обычные нешариатские суды в мусульманских странах сталкиваются с такой, например, практикой, когда многие хотят поехать на работу в Саудовскую Аравию, а речь идет о таких городах, как Мекка и Медина, куда немусульманам въезд запрещен. В этом случае, скажем, египетские христиане-копты принимают ислам. И вот недавно я слышал, что Верховный суд Египта разрешил таким людям возвращаться в христианство, правда, их дети должны остаться мусульманами.

- Но тут случай несколько иной. Женщина-китаянка, исповедовавшая буддизм, хоть и совершенно формально, но абсолютно добровольно обратилась в ислам с тем, чтобы выйти замуж за перса.

- Здесь не важно, формально, или не формально принят ислам. Сам акт принятия этой религии достаточно прост и формален. Однако если шариатский судья в ходе разбирательства убедится, что на человека давили какие-то внешние обстоятельства и он пошел на принятие ислама не по убеждению, то вполне возможно, что при возвращении в свою религию к нему не могут быть применены санкции как за вероотступничество. Подобный прецедент имел место в средние века с выдающимся еврейским философом Моисеем Маймонидом. Он принял ислам в Испании, а затем в Египте вернулся обратно в иудаизм, мотивировав это тем, что переход в ислам был спровоцирован рядом внешних обстоятельств, под давлением которых он в тот момент находился.

Так что решение малайского суда вполне укладывается в рамки шариата. Сказать, что подобные решения были общепринятой практикой, нельзя. Но прецеденты были, кроме вышеупомянутых, например в Ливане и Сирии в XVIII-XIX веках среди христиан, ворзвращавшихся из ислама в свою религию. И местные муфтии не принимали к ним положений, жестко карающих за вероотступничество.

Беседовал Валерий Емельянов,  
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования