Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Cопредседатель Института свободы совести СЕРГЕЙ БУРЬЯНОВ: "Наибольшей дискриминации в современной России подвергаются представители "альтернативного православия", которые являются непосредственным духовным оппонентом РПЦ МП"


"Портал-Credo.Ru": Сейчас начинается громкий судебный процесс по изъятию храмов у Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Эта православная конфессия становится объектом преследования со стороны государства и жертвой "избирательного правосудия". Почему "традиционность" не мешает этой конфессии быть дискриминируемой?

Сергей Бурьянов: Я хочу подчеркнуть, что понятие "традиционная - нетрадиционная" является неправовым. По Конституции, у нас все религиозные организации равны перед законом.

Что касается ситуации с отъемом храмов у РПАЦ, то эти события вписываются в государственно-религиозную политику "кнута и пряника". Самым полезным для власти конфессиям полагаются в рамках этой политики льготы, то есть "пряник", а нелояльным (или неугодным) полагается "кнут". Наше исследование, проведенное совместно с Московской Хельсинкской группой и региональными правозащитными организациями, показало, что наибольшей дискриминации подвергаются представители "альтернативного православия", которые находятся в одной нише с Русской Православной Церковью Московского патриархата и являются ее непосредственным духовным оппонентом. Именно в рамках предоставления Московским патриархатом неких услуг государственным институтам происходит преследование неугодных оппонентов и духовных конкурентов.

Преследуются также протестантские организации, потому что они наиболее динамично развиваются. В числе преследуемых - и представители так называемого "нетрадиционного" ислама, находящегося в оппозиции лояльному власти "традиционному" исламу.

- Можно ли увидеть какой-то параллелизм в разделении ислама на "традиционный" и "нетрадиционный" с разделением православия на "официальное" и "альтернативное"? "Альтернативное православие" - это ведь, по сути дела, "нетрадиционное" православие, с точки зрения государства?

- Абсолютно четкая параллель прослеживается. Работают те же самые принципы: тем, кто считается более близким к власти, полагаются льготы, квоты, недвижимость, а в последнее время - прямое финансирование. То же самое касается ислама. Буквально за прошлый год прошла информация (раньше такой информации не было) о прямом финансировании "традиционного" - или лояльного власти - ислама. Представитель администрации президента Мельников выступил недавно и сказал, что в прошлом году на ислам (разумеется, "традиционный") было потрачено из государственной казны порядка 800 миллионоврублей - на разные нужды, на хадж, на образование и т.д. Так что эта параллель прослеживается абсолютно четко.

Вот последствия, к которым приводит такая избирательная политика. Эта политика приводит к расслоению религиозных организаций, к радикализации религиозной сферы. Особенно ярко это прослеживается на примере ислама. Фактически эта политика разделения ислама приводит к тому, что умеренные мусульмане выталкиваются в радикальное поле. Позиция силовых структур государства по этому вопросу известна.

- Среди общин православной традиции можно такую же тенденцию проследить? Православные, которые выталкиваются из легального поля, обрекаются на радикализацию. Есть такое?

- Боюсь что да, хотя особенно острых фактов мы пока не знаем. Если эта политика будет продолжаться, то я боюсь, что мы узнаем о таких фактах. В любом случае, это приведет к негативным последствиям.

- В результате "суздальского дела" возможна ли ликвидация в России как юридических лиц всех Православных Церквей, кроме Московского патриархата? И какие это может вызвать социальные последствия? Что будет в самом Суздале, например, если огромное количество верующих, которые принадлежат РПАЦ, вдруг лишатся всех своих храмов?

- Я боюсь, что это может привести к дестабилизации не только в суздальском регионе, но и в целом по стране. Сам президент Путин однажды сказал, что ксенофобия и дискриминация могут разрушить любое государство. Однако же политика государственная как раз движется в этом направлении, в направлении эскалации ксенофобии, нетерпимости и дискриминации. Это угрожает целостности государства, это угрожает стабильности общества.

- Какие Вы видите в таких условиях правовые способы защиты своих прав православными верующими, которых изгоняют из их храмов, если их изгоняют в результате судебной процедуры?

- Возможности верующих ограничены. Им нужно идти вплоть до Европейского суда. Это долгий, затратный и путь. И, как известно, решения Европейского суда у нас не торопятся исполнять. По крайней мере, течетыре решения, которые уже состоялись, исполняются с большими тормозами.

- Если это ненадежный путь, то какой путь Вы бы порекомендовали?

- Недавно была конференция, на которой правозащитники обсуждали проблему ксенофобии, нетерпимости и дискриминации. Прозвучали различные точки зрения, в том числе такая, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", то есть сами религиозные организации должны этим заниматься. Людмила Михайловна Алексеева об этом говорила. Я ей возразил, сказав, что защитой свободы совести и светскости государства как ценности должны заниматься правозащитное движение и независимые научно-исследовательские структуры, причем эта тема должна быть приоритетной в их деятельности. То есть это не только дело рук самих верующих. Шансов у них немного. Должна вестись системная работа именно правозащитным движением.

- В случае если верующие той же РПАЦ будут обращаться к Вам за поддержкой, Вы будете готовы ее оказать?

- Дело в том, что Институт свободы совести - это научно-исследовательская организация. Без поддержки правозащитного движения наши возможности крайне ограничены. Это должна быть системная работа, а мы можем оказывать экспертную поддержку.

- Что препятствует правозащитному движению сейчас вести такую работу?

- Я думаю, что с этим вопросом надо обратиться к нашим правозащитным организациям.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования