Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Культуролог СЕРГЕЙ МАРКУС: "Через газету "Свет Евангелия" нам открылось окно в целую Вселенную – католическую"


"Портал–Credo.Ru": Как Вы оцениваете закрытие католической газеты "Свет Евангелия"?

Сергей Маркус: Некатолику неудобно высказываться относительно внутренних решений Католической администрации в России, но поскольку газета – это "средство массовой коммуникации", обращённое ко всем россиянам и ко всем читающим по-русски, инструмент гражданского общества, мы вправе обсудить это событие как читатели.

Я, как и многие россияне, был рад тому, что после перестройки появилась такая газета – окно в огромный и всё ещё мало нам ведомый мир католичества. Поскольку само католичество давно уже мультикультурно и присутствует практически на всех континентах и почти во всех странах – через газету "Свет Евангелия" нам открылось окно в целую Вселенную – католическую.

Причём, профессионализм редакции "газеты "Свет Евангелия" позволил сделать эту Вселенную близкой и понятной – благодаря современному русскому языку и открытости. Не будем забывать, сколько предрассудков о католиках накопилось у нас веками. Достаточно вспомнить позорные католиконенавистнические страницы публицистики Ф.М. Достоевского.

Сегодня же Россия столкнулась с такой проблемой: с одной стороны, прагматически важен диалог с Ватиканом, за которым стоят огромные гуманитарные, деловые, финансовые ресурсы и возможные инвестиции в Россию – но, с другой стороны, этому диалогу мешают предрассудки, конфессиональная борьба со стороны самой близкой к католичеству православной Церкви.

В данном случае религиозный фактор не помогает, но мешает нашему государству и обществу. Первый зарубежный визит в качестве Президента РФ Путин нанёс в Ватикан (что мало кто у нас заметил и понял), но потенциал российско-католического сотрудничества до сих пор не развит.

Если бы сейчас "urbietorbi" было заявлено, что на смену газете "Свет Евангелия" придёт ещё более оперативный,скажем , ежедневный печатный орган, стоило бы лишь поблагодарить главного редактора Виктора Хруля и собранную им команду за проделанную работу. Но, увы, читающие россияне остались в недоумении – кто и зачем лишил нас прямого общения с католиками России, а через них – с католическим взглядом на весь мир?

– Были ли у Вас выступления или общие проекты с газетой "Свет Евангелия"?

– В номере 47 (531) от 4 декабря 2005 года появилось новое приложение с замечательным названием "Во имя Единого Бога". Оно было задумано как медиа-площадка диалога Католичества с монотеистическими религиями. Первый (и, увы, последний!) его выпуск был отдан материалам состоявшейся 24 ноября того года, первой в истории России, католическо-мусульманской конференции "Ислам и Христианство: на пути к диалогу".

Кроме репортажа с этой уникальной встречи, были "Слово архипастыря" митрополита Тадеуша Кондрусевича, "Декларация "Nostraaetate" и развитие межрелигиозного диалога", разъяснение необходимости и принципов "О диалоге Христианства с другими религиями" отца Игоря Ковалевского, а также часть моего доклада "Франциск Ассизский и Ислам" и мой комментарий "Инициатива у католиков". В качестве иллюстрации была использована фреска 1452 г. Беноццо Гоццоли с изображением беседы Франциска с султаном Египта Мелек Камелем в 1219 году – то был первый и крайне рискованный опыт доброжелательного диспута в условиях "крестовых походов".

Для мусульман России и сама конференция в честь 40-летия Декларации "Nostraaetate", и это приложение "Во имя Единого Бога" были крайне важны. Католики и мусульмане в нашей стране – численные религиозные меньшинства, но при этом оба представляют миллиардные социумы мировых общин. В сумме это около 2 миллиардов и 400 миллионов жителей планеты. Градус взаимоотношений между ними – важный показатель здоровья или нездоровья во многих уголках земли.

А для российских мусульман особо ценно, что среди всех Церквей и деноминаций христианства, только Католичество сформулировало как свою официальную позицию "уважительное отношение к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, Милосердному и Всемогущему, Творцу неба и земли, признающим Авраама и пророков". Ни одна из других христианских общин России такого позитива в своей доктрине не имеет, и по сей день пользуется принятыми в Средневековье богословскими формулами вражды.

А вдохновляющий образ Франциска Ассизского вспоминается ещё в двух контекстах. В Ассизи уже сложилась традиция международных молитвенных встреч представителей разных религий, включая мусульман, и мусульман из России – "Свет Евангелия" рассказывал нам об этом. А у нас на Родине до сих пор нет ничего подобного.

Второе – через газету кропотливо созидался синтез культур. Мы читали не только о святости подвижников Запада, но и Востока, о тех глубоких следах, которые остались в творениях наших гениев. К примеру, разве не стоит поразмышлять, почему во время съёмок "Андрея Рублёва" настольной книгой Андрея Тарковского были францисканские "Fioretti" - "Цветочки"? А рабочим названием этой великой киноленты о самом глубоком воплощении русского православного духа в иконе были "Страсти по Андрею" - явно вслед традиции "стаций – Stationes" католической литургики и в целом – драматургии?

- Итак, что же читатели потеряли с закрытием газеты "Свет Евангелия"?

- Папа Римский Иоанн Павел II очень жёстко и очень точно охарактеризовал складывающуюся на наших глазах цивилизацию как "цивилизацию смерти". Газета была действенным, открытым российскому обществу средством утверждения "цивилизации жизни".

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования