Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Поэт и композитор, прихожанин Латвийской Православной Церкви Московского патриархата КАСПАРС ДИМИТЕРС: "В нашем европейском государстве не оправдались надежды на судебную защиту незаконно гонимого священника"


"Портал-Credo.Ru": Какое развитие получил в последнее время конфликт руководства структуры Московского патриархата в Латвии с протоиереем Янисом Калныньшом, о котором ранее сообщал наш Портал?

Каспарс Димитерс:  Как известно, в середине прошлого, 2007, года руководство Латвийской Православной Церкви Московского патриархата (ЛПЦ МП) без канонического суда и следствия лишило сана и отлучило от Церкви протоиерея Яниса Калныньша. В продолжение полугода ему так и не удалось получить от ЛПЦ МП копию решения суда, протокол суда и заявления свидетелей о его "преступлениях". Обвинения в его адрес были серьезны - одержимость бесом и систематическое разглашение тайны исповеди. Но по этим пунктам не было никакой экспертизы, и у священника не было возможности ознакомиться с текстами обвинений и доказательствами.

Экспертизу суда над о. Янисом Калныньшем провел известный русский канонист протоиерей Павел Адельгейм, который установил около 50 канонических и уставных нарушений со стороны ЛПЦ МП.

Не найдя справедливости у своей церковной администрации, лишенный сана протоиерей Янис Калныньш трижды обращался в светский суд с просьбой исследовать его дело по существу и предложить ЛПЦ МП восстановить справедливость, вернув ему должность. Со стороны государства ему все три раза было отказано в поддержке на основании того, что Церковь от государства отделена. Вместе с тем, Устав ЛПЦ МП, который нарушен в отношении о. Яниса во многих пунктах, государство регистрировать и оценивать на предмет соответствия законодательству не отказывается. И если государство таких нарушений не осуждает, то, значит, и оно становится соучастником беззаконий ЛПЦ МП.

- Кому выгоден этот конфликт? Правы ли те, кто говорит о "ментальном непонимании" русских и латышей в ограде ЛПЦ МП?

- Если кто-то старается придать этому делу националистический оттенок, то он глубоко ошибается. Православные сторонники протоиерея Яниса в этом конфликте хорошо знают, что Православие не может быть национальной религией, как и христианство в целом. Знают, что инициатива скандала исходила от самого руководства ЛПЦ МП, которое отказалось от решения конфликта по-христиански и в пределах Церкви. Именно руководство ЛПЦ МП, используя нескольких "прирученных" латышей, старательно создает миф о намерении протоиерея Яниса Калныньша разделить православие в Латвии по национальному признаку. Священник стремился лишь к тому, чтобы не лишить православия своих соотечественников, не представлять его "культурно инородным" латышам, возродить ту отечественную православную традицию, в которой родился и вырос такой столп веры, как св. Иоанн Рижский – по рождению тоже латыш.

На основании этого православная общественная организация во имя св. Иоанна Рижского выступила с обращением-меморандумом к президенту Латвии Валдису Затлерсу. Ответные действия со стороны руководства ЛПЦ МП в кооперации с очень активной структурой под названием "Христианская Академия", единственной владелицей которой является миллионерша Скаидрите Гутмане, повлекли за собой новую волну несправедливых обвинений в адрес протоиерея Яниса Калныньша. В своих выступлениях и проповедях митрополит Александр (Кудряшов) и подчиненные ему священнослужители стараются убедить публику, что протоиерей Янис "внушает людям сектантские настроения", что он "использует приемы тоталитарных сект" и т.п.

Проблема уже вышла далеко за пределы Церкви. Речь идет об ущемлении прав гражданина Республики Латвии и умышленной компрометации его имени в среде православных сограждан. Таким образом, в нашем европейском государстве не оправдались надежды на рассмотрение по существу дела в суде, который, сконцентрировав внимание на пункте Конституции об отделении Церкви от государства, проигнорировал другие ее статьи.

- Правда ли, что некие активные действия в защиту о. Яниса решила предпринять Ваша супруга? Какова была реакция руководства ЛПЦ МП?

- Моя жена Лига Димитере выступила с открытым письмом к руководству ЛПЦ МП и лидерам нашего государства. 17 января 2008 г. она понесла этот документ в канцелярию Синода ЛПЦ МП.

Письмо доброжелательно, в соответствии с законом, приняли во всех инстанциях, куда оно было адресовано, кроме Синода ЛПЦ МП. Там Лигу Димитере встретила монахиня Олимпиада, которая отказалась принимать заявление, говоря, что есть приказ не принимать ничего подобного. Она была в большом смятении. Лига Димитере объяснила, что это не просто бумага, а ее официальное заявление, которое она хочет сделать, пока еще жива. Монахиня принять документ категорически отказалась, хотя ей говорили, что принятие документов это не послушание, а ее служебная обязанность и вести так себя она просто не имеет права. По совету монахини пришлось звонить секретарю Синода протоиерею Александру Нагла, который трубку не брал. Затем дозвонились второму секретарю – иеромонаху Иоанну Сичевскому, который сказал, что заявления надо приносить в установленное время, что шантажировать Церковь не надо и, бросив трубку, больше к телефону не подходил.

Руководство Управления по делам религии Латвии обязалось официально переслать это заявление в Синод ЛПЦ МП с официальным же подтверждением о вручении.

Беседовал Михаил Ситников,
для "Портала-Credo.Ru"

Рига, Латвия

© Перевод с латышского "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования