Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Кандидат богословия игумен ИННОКЕНТИЙ ПАВЛОВ: "Католические миссионеры ни за кем не гоняются, но если люди понимают, что истинная Церковь – это Церковь Католическая, они должны быть приняты туда"


"Портал–Credo.Ru": Как Вы оцениваете перевод католического митрополита Тадуша Кондрусевича на Минско-Могилевскую кафедру и результаты его деятельности в России?

Игумен Иннокентий Павлов: Во всяком случае, здесь не надо видеть, а это иногда проскакивает в наших СМИ, - того, что это чуть ли не дипломатическая победа Московского патриархата. На самом деле, перевод митрополита Тадеуша Кондрусевича ожидался давно – лет десять. Он воспринимался как последующий епископ в Минско-Могилевской митрополии после весьма преклонного кардинала Казимира Свёнтека. Кстати, Могилевская митрополия в Российской империи была главенствующей в Католической Церкви в России. Те не знающие люди, которые представляют перевод Кондрусевича как понижение, просто плохо знают ситуацию. Я, конечно рад, за митрополита Кондрусевича, что он возвращается на родину, где имеется полноценная структура Католической Церкви, несомненно, его труды там будут многополезны.

Что же касается пребывания митрополита Кондрусевича во главе архиепархии Божией матери в Москве, фактически во главе Католической Церкви в России, то оно пришлось на период, особенно на начало 90-х годов, когда у народа был повышенный интерес к религии, и за счет этого произошло пополнение многих религиозных структур в стране. Не только Католической Церкви, но и многих других. Важно то, что именно в этот период он оказался адекватен занимаемой должности и своему служению. Если надо характеризовать митрополита Тадеуша Кондрусевича в целом, то его служение было успешным.

– Как Вы можете прокомментировать расхожее обвинение со стороны Московского патриархата в адрес российских католиков и лично митрополита Тадеуша Кондрусевича в прозелитизме?

– Что касается обвинений митрополита Кондрусевича в прозелитизме, то я, собственно, не понимаю в чем суть этих обвинений? Если Церковь не привлекательна и к ней не приходят люди, которых называют прозелитами, то это значит, что она мертва. Католические миссионеры ни за кем здесь не гоняются, тем более за православными, но если находятся люди, которые в своем духовном поиске понимают, что истинная Церковь – это Церковь Католическая и приходят в нее, то они должны быть приняты туда. Правда сейчас я сталкиваюсь с жалобами, особенно из российской глубинки, что когда некоторые католические приходы приходят люди, которые говорят, что они были православными, то к ним относятся настороженно. Видимо это следствие кампании, которую совершенно неправомерно ведет Московский патриархат. Просто там как-то забывают, что уже не времена Российской империи, которые были у нас до 1905 года, когда в стране отсутствовала свобода совести. Собственно говоря, сейчас все религиозные организации равны перед законом и, соответственно, никаких преимуществ, в том числе в плане миссионерства, ни у кого быть не может. Остается только исправлять свой имидж и быть привлекательным.

– Знакомы ли Вы с новым католическим архиепископом Архиепархии Божией Матери в Москве Паоло Пецци, пришедшем на смену Тадеушу Кондрусевичу? Что Вы можете о нём рассказать?

– Я с монсеньором Пецци не знаком и знаю о нем только то, что сообщают о нем в СМИ.

– В связи приходом архиепископа Пецци, появились ли какие-то новые предпосылки для улучшения взаимоотношений РПЦ МП и католической Церкови?

– Я думаю, что в данном случае все зависит от руководства РПЦ МП, и не совсем понимаю, какие тут могут быть предпосылки? Насколько я вижу по тем шагам, которые предпринял Паоло Пецци, он открыт к диалогу, ведет себя в высшей степени корректно по отношению к Московскому патриархату. С его стороны я не вижу каких-либо проблем.

– Я имею в виду, есть ли перспективы улучшения взаимоотношений между РПЦ МП и Ватиканом?

– Я, честно говоря, не совсем понимаю, что здесь можно понимать под улучшением? Дело в том, что требования, которые предъявляет Московский патриархат к католикам, неправомерны.

– В свое время, в бытность сотрудником ОВЦС, Вы стали автором термина "каноническая территория", который со временем стал активно использоваться как мощный аргумент в борьбе с инославными миссионерами, как иерархами Московского патриархата, так и патриархийными функционерами. Какой смысл Вы тогда вложили в этот термин и Ваше отношение к его эксплуатации в наши дни?

– Тут нужно рассказать предысторию появления этого выражения. Это было в 1989 году на заседании Синодальной комиссии по содействию христианскому единству, на котором разбиралось письмо румынского Патриарха Феоктиста еще Патриарху Пимену с требованием вернуть под юрисдикцию Румынской Церкви Бессарабию – тогдашнюю Молдавскую ССР. У меня в совершенно рабочем порядке сорвался с губ этот термин. Я, естественно, не собирался его пропагандировать или активно использовать и выносить в качестве какой-то идологоемы. Это случилось гораздо позже и помимо меня. Могу сказать только одно – в церковном праве этого понятия или термина нет. Что касается его сегодняшнего использования, то происходит это совершенно некорректно, поскольку смешно говорить о какой-то исключительной юрисдикции на территории, скажем, Российской Федерации со стороны РПЦ МП, применительно к Католической Церкви, потому что между ними все равно нет евхаристического общения. И рассматривать Россию как исключительно зону ответственности Московского патриархата нельзя, поскольку религиозные организации равны перед законом. Каждая из них на законных основанияхможет заниматься духовной, миссионерской и пастырской деятельностью.

– А не противоречит ли позиция МП относительно того, что Россия является исключительно "канонической территорией" РПЦ МП, вследствие чего любая конфессия, ведущая миссионерскую деятельность, подпадает под обвинение в прозелитизме, Конституции РФ и закону "О свободе совести и о религиозных организациях", где написано, что все законно действующие религиозные объединения и организации имеют равное право пропагандировать свои вероучения?

– Безусловно противоречит. В России – светском государстве – все религиозные организации равны в своих правах, в том числе и на миссионерскую деятельность.

– Католический мир 1 ноября отмечает День всех святых. Между тем, в западном мире сложилась традиция, которая привилась и в крупных городах России, в ночь на это день отмечать так называемый Хэллоуин, который многие из православного священноначалия, рядового священства, да и многих из активно верующих считают языческим, сатанинским праздником? Что празднование Хэлоуина опасно для душ верующих и неверующих еще больше. Насколько оправданны такие опасения?

В англо-саксонском мире ночь перед этим днем стала народным праздником, основанном на суеверии, к церковным праздникам это никакого отношения не имеет. Этот обычай перешел в молодежную субкультуру. Во всяком случае, там это не носит религиозного характера, и религиозные деятели, выступая против этого, в первую очередь, демонстрируют свою неосведомленность, а потом ищут лишний повод себя показать или, как сегодня принято говорить, пропиарить. Другое дело, что общественные связи нужно устанавливать на чем-то ином, прежде всего, на свидетельстве о Христе, а не искать такие искусственные информационные поводы. Я полагаю, что опасностей для внутреннего состояния души в нашей жизни гораздо больше,чем в Хэллоуине, и даже если она тут есть, то далеко не самая страшная.

Беседовал Владимир Ойвин
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования