Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Первоиерарх РосПЦ(Д) Митрополит ДАМАСКИН (Балабанов): "Мы не должны самоизолироваться от остального православного мира. Это может привести к сектантству"


"Портал-Сredo.Ru":  Каковы первые шаги на пути строительства новой Российской Православной Церкви, главой которой Вас только что избрал Собор РосПЦ?

Митрополит Дамаскин (Балабанов): Сделать с Божией помощью предстоит много. В Старооскольском районе Белгородской области уже открылся Троице-Покровский мужской монастырь. Его настоятелем является правящий архиерей Южно-Российской епархии епископ Григорий (Кренцив). Открытие мужского монастыря РосПЦ - моя давняя мечта. И вот, слава Богу, она сбылась! Пока не будет здоровой монашеской жизни, не будет и здоровой церковной жизни, не будет достойных кандидатов в епископы, не будет настоящих богословов, пастырей и молитвенников. Монашество - фундамент Церкви, без которого она - дом, построенный на песке. А владыка Григорий имеет большой опыт монашеского наставничества. В своё время он был наместником Курской Коренной пустыни и не понаслышке знает монашескую жизнь. Уже сегодня изъявили желание перейти в новый монастырь иеромонах и два иеродиакона из Московской патриархии. И это только начало. В Малороссийской епархии есть еще и женский монастырь. К нам раньше приходили монашествующие люди, и мы не могли их принимать по причине отсутствия монастырей. Теперь же, с Божией помощью, монашеская жизнь в РосПЦ будет налаживаться. К нам тяготеют некоторые староверческие епархии. Они хотят присоединиться к Российской Православной Церкви. Мы будем рады, с Божией помощью, открыть единоверческую ветвь в РосПЦ.

- Причиной ухода в раскол митрополита Антония, архиепископа Стефана и епископа Афанасия Собор Российской Православной Церкви называет "народопоклонническую" ересь. Что это означает?

- Народопоклонническая ересь - это учение о безгрешности народа как исторической личности. Трудно сказать, новое это учение или старое, но то, что сегодня открыто проповедует владыка Виктор (Пивоваров), можно смело назвать ересью. Он и иже с ним считают, что русский народ на протяжении своей истории не совершал никаких грехов и является святым народом-богоносцем просто по определению. В частности, владыка Виктор и его группа утверждают, что наш народ совершенно невиновен в событиях февраля-марта 1917 года и на нем не лежит грех богоотступничества и цареубийства. Отсюда делается вывод, что для русского народа нет и никакого смысла в покаянии: ни за нарушение клятвы 1613 года на верность царскому дому Романовых, ни за попустительство ритуального убийства царя и царской семьи, ни за разрушение благословенного Богом православного самодержавного царства и замену его на кровавую совдепию, а потом и на продажную демократию. Такое учение противоречит не только здравому смыслу, но и православному учению Церкви. Ещё на Поместном Соборе в январе 1918 года священник Владимир Востоков сказал пророческие слова о том, что "только после всенародного искреннего покаяния умирится и возродится страна, и Бог возвысит нам Свою милость и благодать. А если мы будем только анафематствовать, без покаяния, без объявления правды народу, то нам скажут не без основания: "И вы повинны в том, что привело страну к преступлениям, за которые ныне раздаётся анафема" (Деяния Священного Собора ... Т. 6. Деяние 67.). Св. Иоанн Шанхайский чуть позже по этому же поводу говорил: "В скорби мы говорим: "Кровь его на нас и на чадех наших". Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день св. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет предела милости Божией, и нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала…". (Из статьи "Памяти Царственных мучеников").

- Возможно ли в таком случае продолжение общения с ушедшими в раскол архиереями - и на каком "уровне"?

- Общение возможно. Но лишь при наличии с их стороны покаяния за соделанное. Тогда возможен любой "уровень" общения.

- А может ли быть какое-то воздействие на РосПЦ со стороны ушедших владыки Антония и иже с ним?

- Это группа раздирается внутренними противоречиями и борьбой "вождей" за власть. Какое-то согласованное решение им невероятно трудно даже просто принять. Но в любом случае их "воздействие" уже запоздало - и нас совершенно не беспокоит и не интересует.

- А возможны ли контакты - и в каком виде - между РосПЦ и РПЦ МП, РПЦЗ (Л), сторонниками еп. Владимира Целищева, РИПЦ и др., не исключая и греческих старостильников?

- Что касается Московской патриархии, включая и РПЦЗ(Л), - хотя, я бы сегодня и не стал разделять эти две слившиеся антиправославные структуры, - то к уже сказанному раньше в отношении их добавить трудно. Зарубежная Церковь никогда не исключала диалога с МП, предъявляя при этом вполне законные (канонические) требования. Однако, диалог возможен только с таких позиций: вот здесь церковная правда, и вот таково истинное исповедание веры; принимаете вы их или нет?.. Если да, то со всеми бывшими нашими сомолитвенниками, вышедшими из РПЦЗ, мы в любое время готовы вести диалог о приёме их в Российскую Православную Церковь, предоставив им самую широкую икономию. Дело за их доброй волей. Например, Российская Православная Церковь ещё год назад объявила таинства МП безблагодатными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Был выработан более жёсткий чин приёма из МП. На чрезвычайном Архиерейском Соборе в Запорожье в отношении Московской патриархии мы в этом отношении всё оставили без изменений. Если есть среди "осколков" РПЦЗ группы, разделяющие такое отношение к МП, разговор можно начинать.

С греками-старостильниками, как и другими православными старостильными поместными Церквами (Болгарской, Румынской, Сербской), у нас, к сожалению, не было никакого общения. Из-за наших постоянных внутренних дрязг и разбирательств нам было некогда заниматься изучением церковной жизни вышеперечисленных поместных Церквей и установлением с ними братских отношений. Что, в общем-то, совершенно недопустимо в дальнейшем. Мы не должны самоизолироваться от остального православного мира. Это может привести к сектантству.

- Каковы отношения РосПЦ с другими конфессиями? И возможны ли они?

- Никаких отношений с другими конфессиями у РосПЦ нет и не будет. Возможен только прием еретиков и иноверцев в Церковь по соответствующему чину приема.

- Вы ощущаете давление со стороны РПЦ МП и государственных властей?

- Пока Бог милует. Знаете, наши противники избрали наиболее удобную для них тактику - незамечания. Их духовный уровень очень и очень низок, так что любая их реакция против нас может привести лишь к большей нашей известности. Они не станут нам создавать рекламу даже негативного толка.

- Какова сегодня численность прихожан РосПЦ?

- О точной численности прихожан в РосПЦ сказать трудно, особенно сейчас, когда смута ещё не улеглась. Полагаю, что их сегодня несколько тысяч человек.

- Состоится ли Поместный собор РосПЦ, и если да - то когда (приблизительно)?

- Поместный собор должен состояться обязательно, т.к. есть вопросы, которые не решались буквально десятилетиями. Но такой Собор требует основательной подготовки, поэтому дату пока что назвать трудно.

- Сегодня РосПЦ существует лишь на пожертвования или есть и другие средства дохода, может быть кто-кто помогает из официальных лиц?

- Мы живём по великой милости Божией. И исключительно на пожертвования наших прихожан и никого более. Поэтому наши финансовые возможности скудны и ограничены. Но в то же время, отказавшись от помощи нецерковных кругов, мы сохранили тем самым внутреннюю свободу Церкви, которая не может быть в зависимости от нецерковных и антицерковных сил.

- Собираетесь ли выпускать печатный орган РосПЦ?

- Давно уже собираемся, давно. Но из-за нехватки денежных средств это дело постоянно откладывается.

- А какова будет судьба сайта "Исповедник. орг"?

- Епархиальному сайту "Исповедник" чрезвычайный Архиерейский Собор придал статус синодального сайта. Теперь мы работаем над расширением его тематических страниц. И не только над этим.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования