Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Рок-музыкант СЕРГЕЙ КАЛУГИН: "На первом рок-фестивале, организованном в Питере совместно с Церковью, чуда не произойдет. Это будет малодушная, недалекая обыденность..."


"Портал-Credo.Ru": Что случилось с фестивалем "Рок против смерти"?

С.К.: Можно констатировать следующее: фестиваля с таким названием, который планировался нами (т.е. рок-группой "Оргия праведников"), с предложенными нами составом участников и целями не состоится. Вместо него 14 января в Петербурге будет проведен другой фестиваль, пересекающийся с нашим лишь в одном аспекте – сотрудничестве Православной Церкви (РПЦ МП) с представителями отечественной рок-культуры. Мы в нем участие примем, хотя для нас это является крайней мерой компромисса. Постараемся компенсировать почти катастрофическое падение уровня намечавшегося нами мероприятия жестоким напором во время выступления.

"Портал-Credo.Ru": А в чем заключалась первоначальная идея?

С.К.: Мы хотели (да и сейчас не отказались от этой идеи, только теперь предстоит искать иные пути для ее воплощения) убить сразу массу зайцев. Первое и главное – донести до сознания молодых людей, что нельзя легко относиться к такой вещи, как аборт (до появления ударного слогана "Рок против Смерти" мы предлагали вариант "Рок против абортов"), поскольку аборт есть убийство. И эту мысль вполне разделяют люди, которые имеют кредит доверия в молодежной среде – то есть рокеры. На волне общепротестного настроения, характерного для тинейджерского периода, существующая антиабортная пропаганда скорее всего неэффективна, поскольку воспринимается молодежным сознанием как часть официоза, против которого, в первую очередь, и направлен протест. А тут – опаньки! – те, на кого ребята привыкли опираться в своем нонконформе, говорят им, что "баловАть-то не стоит, что аборт - это очень стрёмно, что трудно передать, насколько. Что все всерьез, и хихикать нечего. Есть повод задуматься, типа...".

Шаг следующий. Довести до того же тинейджерского сознания, что на территории России происходит вымирание населения, какую бы дикую ложь нам власти не несли в связи с последней переписью, и что если мы вообще хотим, как народ, иметь какое-то будущее, то детей рожать надо. Что это вообще "круто"!

Третий шаг – довести, что таковое мнение имеется у рокеров не потому, что они такие слащаво-добренькие, а потому, что многие из них - люди религиозные, и это тоже всерьез, и по-настоящему, и не просто так их мнение совпадает с мнением Церкви, а именно потому, что они люди, практикующие религию. Именно поэтому Церковь приняла участие, как главный организатор фестиваля, в мероприятии. Тут рушится давний барьер– общее мнение, что Церковь считает рок сатанизмом, что она вообще игнорирует молодежь и современность, и все такое. То есть представлен Фронт, на котором Церковь и рок – союзники по борьбе. Для нас очень важно, что таким образом у достойных представителей Церкви появился бы шанс выйти с открытым, неофициозным словом к молодежи в обстановке, заслуживающей доверия, и постараться разрушить делом и словом негативные стереотипы, по отношению к себе, в сознании молодежи.

Для того, чтобы это все было всерьез, было необходимо, чтобы состав участников был этически и эстетически бесспорен (что не касается конфессиональной принадлежности артистов). У Церкви таким образом появлялся повод озвучить ту позицию, что она приветствует искусство не узкоконфессиональное, а достойное, и что это религиозно правильно.

Последнее. Не секрет, что СМИ, даже декларирующие свою позицию как нонконформистскую, в реальности пытаются навязать честному и бескомпромиссному року первой волны в последователи тех музыкантов, которые к духу этой волны никакого отношения не имеют, и транслируют торгашеские и эгоистические ценности эпохи политкорректности. Мы хотели показать большой аудитории тех, кто в реальности является второй волной русского рока: потрясающих художников, загнанных эпохой в андерграунд. Мы надеялись, что их существование станет после этого сложнее игнорировать тем, кто реально мог бы, но не хочет оздоровить ситуацию в эфире и человеческих душах. Мы предлагали в хэдлайнеры артистов с безупречной репутацией – "Аквариум" и "Алису". Обязательно нужно было пригласить "Калинов Мост", остальное время нужно было отдать Нику Рок-н-Роллу и его группе "ТрИте Души", Инне Желанной с ее потрясающим фолк-роковым проектом, Ольге Арефьевой и "Ковчегу", ну и нам, грешным, в такой компании сыграть было бы за честь и на пользу.

Мы осознавали, что по сути поднимаем крестовый поход, способный, если все делать по уму, перерасти в стихийное движение, которое, разлившись, обновило бы общество. Предусмотрели несколько уровней защиты от существующего порядка: эти господа любят все высмеивать – мы бы их пересмеяли, мы можем их бить на их территории. Это должен был быть дико драйвовый, отчаянный, отважный и бескомпромиссный акт - грудью на амбразуру! Акт, проявляющий родство эстетики смерти черных одежд рокеров и схимнических облачений.

Получилось же – как всегда. Чуда не произошло - произошла обыденность, малодушная, недалекая обыденность. В Питере будет проведен благотворительный рождественский фестиваль, деньги от которого будут направлены на восстановление храмов при учебных заведениях, со слащавым названием "Рок к Небу" -- какая гадость!

Мне, причем, в этом радостном названьице (автор – Юрий Шевчук! Автора нужно знать!) упрямо слышится "рог" какой-то…Рог к Небу… Это сильно - Господи, помилуй!

Слащавые голубые афиши сообщают о традиционном наборе рок-звезд – Шевчук, Бутусов... Гребень и "Алиса" тоже, слава Богу, будут, а из второй волны позвали только Арефьеву (неизвестно, доберется ли) и нас. Молодежь уже тошнит от официозного духа. Не знаю, придут ли вообще люди на этот фестиваль. Опять-таки, слава Богу, что хоть не утвердили идею делать фестиваль чисто акустическим. По трусости, эта мысль очень организаторам, и кое-кому из участников нравилась, да молодец Кинчев восстал, и мы поддержали.

"Портал-Credo.Ru": Какие планы у "Оргии" помимо поездки в Питер?

С.К.: Обычные для рок-группы планы, ничего оригинального.

"Портал-Credo.Ru": Насколько "опасна" католическая Церковь для духовного состояния молодежи в России?

С.К.: В свете наших фестивальных расстройств, я бы скорее задумался – насколько полезной может оказаться католическая Церковь для духовного состояния молодежи в России. Церковная ситуация у католиков намного здоровее, чем в МП. Католики вообще очень серьезно относятся к работе с молодежью, и в частности именно в России – здесь у них периферия, а на периферии Церкви всегда полны жизни, в отличие от скучного центра. Нигде вы не найдете такого дивного русского православия, как где-нибудь на границе Германии и Швейцарии, там тебе и покой, и интеллектуальность, и любовь к культуре, и работа с молодежью, и психов почти нет, и с католиками дружат, полное "благорастворение воздУхов"...

"Портал-Credo.Ru": Вы ставите перед собой сверхзадачу, или важна только популярность, рост количества фанов, деньги? Какие у вас взаимоотношения с поклонниками, Вы приветствуете фанатизм, чувствуете себя кумирами?

С.К.: Конечно, ставим. Мы думаем изменить радикально этот мир. К лучшему. Весь. Меньшего размера задачи ставить перед собой бессмысленно. Думаю, получится. Мы не одни такие. Что касается слушателей, то я уже как-то говорил, что нам не нужны фанаты – фанатизм ограничивает человеческую свободу, нам нужны поклонники. Поклон – благородное дело. Поклонился, в знак уважения, и дальше пошел. Свобода не нарушена. Деньги нам очень нужны, но прежде всего как средство сделать наше искусство круче, круче, еще круче. И освободить время для того, чтобы только им и заниматься.

"Портал-Credo.Ru": Чем обусловлены суфийские мотивы в песнях?

С.К.: Любовью к суфизму.

"Портал-Credo.Ru": Почему в таких акциях участвовует только РПЦ МП, логично было бы пригласить представителей других конфессий, религий. У тех же католиков мощнейший опыт противостояния абортам.

С.К.: Вот я и говорю – в следующий раз надо попробовать католиков подорвать на это дело. Побоятся, правда, наверное, их тут так запугали в последнее время, что они сейчас стараются быть максимально незаметными. Им только нас для счастья не хватало. Все равно – попробовать стоит. Устраивать же хаос из организаторов – не дело. Должен быть один ответственный, а то начнутся политические игры между конфессиями, и про собственно цель все забудут.

"Портал-Credo.Ru": Почему в следующий раз? Неужели нельзя сейчас принять участие и мулле, и ксендзу, и ламе, и православному батюшке?

С.К.: Тогда это будет фестиваль религиозных конфессий. Пусть они разбираются, кто у них хэдлайнер, а кто пристяжной, а организатором может выступить наша группа. Одна. То есть принцип такой – или много групп, но одна религия, или много религий, но одна группа. Иначе, говорю, будет хаос.

"Портал-Credo.Ru": Церковь должна, по Вашему, играть в светские игры, не скрывая от прихожан, что рекламирует саму себя, ведь реальное состояние с прихожанами, доходами и т.п. плачевное?

С.К.: Это заботы церковных завхозов – священноначалия. Им о бабках радеть, ну, и культурное наследие поддерживать таким образом. Это на их шее все эти храмы висят, им и отчет давать перед Богом, где они на их реставрацию и пр. деньги нашли. Меня, как прихожанина, вполне устроит поп с антиминсом, вот и храм. А будет голодный – я его покормлю, вот и все финансовые проблемы, безо всякого пиара.

"Портал-Credo.Ru": Можно ли назвать "Оргию праведников" "рок-православием в действии", кто еще из рок-музыкантов, на Ваш взгляд, может иметь отношение к этому нарождающемуся течению?

С.К.: По крайней мере, случилось так, что все музыканты "Оргии" -- православные. Могло бы быть и по другому, но случилось – так. Выводов из этого я делать никаких не буду, а то ляпну чего-нибудь не то. Вот, говорят, в "Алисе" тоже все православные. Я и из этого никаких выводов делать не буду.

"Портал-Credo.Ru": Не думаешь ли Ты, что конкордат рока и православия приведет к профанации идеи?

С.К.: Может привести, как это вот сейчас, боюсь, получится. А может и не привести – тут все зависит от вполне конкретных людей и их личной ответственности. Я знаю священника, который на территории своего храма (полная руина ему досталась!) провел рок-фестиваль, я там пел, все было очень честно и здорово, храм восстанавливать ему помогают байкеры, алтарник у него в майке "Слэйтаник вермахт", а сам он прорвался в первые ряды на концерте, когда "Роллинги" приезжали. Стоит, "козой" машет. Его вдруг прихожанка увидала – Батюшка, а Вы здесь что делаете?!! Тот отвечает – Как это"что"?! Прусь! – и дальше "козой" махать. Причем это не молодой-небитый поп, он тертый-тертый, лет 15 как священник уже. Все перевидал, ничего не боится. Настоящий человек, у него вся рокерня окормляется. Вот уже вполне сложившийся конкордат, и никакой патологии. И таких людей в Церкви много больше, чем кажется, если в телевизор смотреть.

"Портал-Credo.Ru": История с захватом заложников в Москве повлияла ли на Ваш творческий процесс, на жизнь?

С.К.: Меня до сих пор тошнит от этой истории. Я понял главное – эта цивилизация есть цивилизация плебеев, приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Я вспоминаю последний рыцарский жест эпохи – салют, который устроили немцы в честь последнего защитника Брестской крепости, и скорблю о том, что благородство покинуло мир. Сапиенти Сат.

"Портал-Credo.Ru": Сегодняшняя ситуация в российской литературе Вас огорчает или радует?

С.К.: Насчет прозы ничего сказать не могу – не знаю. Есть один безусловный гений, Пелевин, а все остальное, что мне попадалось, – полная ерунда, читать невозможно. А вот насчет поэзии могу сказать, что когда схлынет пена, окажется, что мы жили в эпоху, перед которой меркнет Серебряный век. Я уже сейчас знаю десятки поэтов, которых будут в школах проходить. Загляните на сайт "Александрия" и познакомьтесь с тремя наикрутейшими. Думаю, и в прозе то же самое должно происходить, просто ей сложнее.

"Портал-Credo.Ru": А каково Ваше отношение к наркотикам и сексуальной революции?

С.К.: Я люблю находиться в ясном сознании, поэтому наркотики меня никогда не привлекали. Я курил траву раз 30 за жизнь, два раза мне понравилось, остальные случаи не стоят внимания. Не думаю, что когда-нибудь буду еще ее курить. Больше никаких наркотических средств я не употреблял, если не считать укол, вероятно, каллипсола, во время операции по удалению аппендицита. Мне понравилось, но не настолько, чтобы этого искать. Последний год я даже не пью алкоголь, поскольку мне довелось услышать немало рассказов о моих подвигах, о которых я не помню, и я счел, что достаточно покуролесил. Есть слабое искушение хоть раз попробовать психотропные дела – грибы или ЛСД, может быть – чистый кокаин. Но, думаю, что вряд ли ему поддамся...

Что же касается секс-революции, то сказать мне нечего, поскольку одобрять я ее не могу, а осуждать не вправе. Кто может – живите строго, "это круто". 68-й год давно миновал, нынешний драйв иного свойства.

"Портал-Credo.Ru": Как Вы празднуете Рождество Христово?

С.К.: Обычно по большим праздникам мы ездим всей группой к нашему другу о. Илье, он служит под Рузой, километрах в 100 от Москвы. Вообще, мы строгим церковным годом не живем, на таких как мы дразнилку придумали – "захожане, а не прихожане". Это не очень хорошо, но, надеюсь, и не фатально плохо. Надо что-то еще сказать по этому поводу, но ничего не приходит в голову. Вообще, у меня такое ощущение, что я шахтер какой-то, весь в угольной пыли, уголь рубаю, и в этом состоянии мне представляется, что слова Спасителя - "Без Меня ничего не можете делать" - имеют несколько иное значение, чем то, о котором любят священники в проповедях говорить - что прежде всего надо ходить в храм, а потом уж все остальное – работа там, другие дела. Скорее речь об отношении к работе как к религиозному акту, вот этому мы учимся, это тот язык, на котором у нас начинает получаться разговаривать.

"Портал-Credo.Ru": Необходимость "исламской революции" в России Тебе видится очень важной, как это может быть у нас воплощено? Что Ты понимаешь под этим термином применительно к России?

Я думаю, что народ наш очень устал от подлости, рвачества, лицемерия, жестокости, жадности, наглости, глупости, бездарности, невозможности жить честно, от разврата всевозможного, от распущенности и цинизма, от грубости, от лжи бесконечной, и я думаю, что мы вот-вот пройдем ту точку, после которой мы все вдруг вздохнем, поведем плечами, и окажется, что все, что нас мучило – не существует, что существуем только мы а они …их так мало, что можно в расчет не принимать. Ведь все их могущество – в телевизоре, его на самом деле нет, и пока мы спим (они нас усыпляют и пьют кровь, они ведь нежить, вампиры), они представляются чем-то значительным, и кажется, что нормальных, достойных людей нет. А на самом деледостойных людей90 процентов! Бить нужно в телевизор, его нужно захватить. Тупо. Изнутри. Это их нервный центр. Нужно "Оседлать Тигра", как Эвола говорил. Нужно брать телевидение, радио и газеты. Изнутри. Тупо. И пробивать бреши в их вещании – проделаешь маленькую дырочку, через нее такой ветер ударит, что не заткнуть будет.

Они ведь сейчас все перекрыли, ничего живого не осталось. Поэтому, кто умный – туда. В ящик. В Штирлица играть. А перед этим дать обет нестяжания (не навсегда, года на три). Чтобы не купили. Еще надо придумать, как друг друга узнавать. Типа, масоны такие. Только без централизации, все на личном чувстве правды. Никакого руководства. Да и знаков никаких не нужно – глаза же есть. Вот простая такая вещь их может уничтожить. Они по глазам нас не вычисляют, у них рецепторов нет, они думают, что все такие, как они. В этом залог нашего успеха. Они не поймут, что их уже нет, вплоть до момента, когда импридется выходить на улицу и начинать искать место работы в ЖЭКе – уж оттуда их точно не выкурить, это их вотчина навсегда.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования