Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель московского храма св. царя-мученика Николая (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "Сергианство - это абсолютная беспринципность под видом того, что "мы спасаем Церковь"


"Портал-Credo.Ru": Исполнилось 80 лет со дня подписания печально известной декларации митрополита Сергия (Страгородского). Как Вы считаете, какую роль эта декларация играет сегодня и как ситуация сегодняшняя согласуется с той ситуацией, в которой митрополит Сергий ее подписал?

Отец Михаил Ардов: Мы празднуем печальный юбилей. Прежде всего, надо сказать именно о том событии. Понятно, что это был жест отчаяния – никто с этим не поспорит. Митрополит Сергий был Тучковым и его подручными просто загнан в угол – они его шантажировали, говорили, что казнят чуть ли не всех архиеерев – сюжет известный. И, как я понимаю, вообще документ, конечно, составлялся Тучковым. Не знаю, правил ли там что-нибудь митрополит Сергий, но это не суть важно. Митрополит Сергий совершил ужасную ошибку, и не в том даже, что пытался таким образом спасти Церковь, а в том, что он попытался заключить конкордат с уголовниками. А советская власть – уголовная с самого начала, начиная с ленинских времен. Нет такого типа преступлений, который советской властью не был бы возведен в ранг государственной политики. Известно, что с уголовниками никакие договоры и конкордаты невозможны, потому что уголовники всех прочих считают лохами. Вспомним, что Ленин говорил про Брестский мир – что это бумажка, которую они разорвут в любую минуту, когда им покажется это выгодно. И это, конечно, была стратегическая и трагическая ошибка митрополита Сергия.

– Насчет угрозы расстрела всех иерархов существует мнение, что это было придумано уже позже, на Лубянке, поскольку никто не мешал властям расстрелять и принявших декларацию, что они потом и делали.

– Это, в данном случае, не такая уж и важная деталь. Ясно, что его запугивали. А каким образом – это уже не имеет решающего значения. Я хочу пойти дальше. Как мы знаем, в 1943 году Сталиным была легализирована Московская патриархия. Собственно говоря, воссоздана в том виде, в каком она существует до сих пор. И дальше началось некоторое другое существование, которое продолжалось до конца советской власти. И там сергианство приняло, в известной мере, двусторонние формы. Получая определенные льготы и права, церковники служили верой и правдой советской власти, работая, главным образом, естественно, на зарубежную аудиторию, с целью, кстати сказать, потеснения и ликвидации Русской Зарубежной Церкви.

Но теперь вернемся к нашим временам. Сейчас у нас власть совсем другая. Эту власть я называю "казнокрадократией". Я не хочу попасть в список экстремистов под известную теперь статью, но такие же точно казнокрадократы – их предшественники – вырастили точно таких же, как я их называю, "олигархиереев". И сейчас сергианство, видоизменившись, уже во второй раз существует в нашей стране как взаимовыгодный союз Церкви и власти, который я называю "фальшивой симфонией". Но, тем не менее, в основе своей это именно сергианство – то есть абсолютная беспринципность под видом того, что мы, дескать, спасаем Церковь, и чтобы Церкви было лучше, мы можем совершать неблаговидные поступки.

– А как на эту ситуацию может повлиять процесс объединения с Зарубежной Церковью, одним из основных "капиталов" которой было осуждение сергианства?

– Видите ли, в чем дело. Я уже неоднократно говорил о том, что у Зарубежной Церкви было два кита, на которых она стояла. С одной стороны, верность православию, с другой стороны – последовательный антисоветизм. Поскольку большая часть людей, живущих за рубежом, желает России блага и процветания, то их очень легко покупать на цветные картинки с золотыми куполами, монастырями, архиереями в митрах. А что за этим стоит – они не задумываются. Поэтому, разумеется, для бóльшей, увы, части Зарубежной Церкви то, что я назвал "фальшивой симфонией", является достаточной причиной, чтобы преодолеть все разделения и слиться в едином псевдоцерковном организме.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования