Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Писатель АНДРЕЙ БИТОВ: «Вера не имеет ничего общего с идеологией»


 Влияет ли Церковь на современную культуру?

 Непременным условием культуры является ее непрерывность и преемственность. В том смысле, в котором культура непрерывна, вопрос о церковном влиянии не стоит. Вся европейская цивилизация основана на христианской культуре, без этого влияния о ней смешно говорить. Это как воздух, вода, это не обсуждается.

Недавно я писал текст для выступления на Европейском съезде писателей на тему "О чем пишет Европа". Я сказал, что европейскую цивилизацию построили литературные герои: без Гамлета, Дон-Кихота, Гулливера ее не представить. Считать Евангелие литературным текстом было бы не вполне корректно. Но лучшего литературного текста не существует. В каком-то смысле Христос был первым литературным героем для Европы, а впоследствии и для мира.

Что касается влияния Церкви, то оно может быть только постольку поскольку. Христианство доносится церковью до паствы в наиболее чистом, неискаженном и бескорыстном смысле.

Помогает ли религия творческому человеку?

 Художнику в высшем смысле этого слова помогает только обретение внутренней свободы. Именно внутренней. А внутренняя свобода, на мой взгляд, обретается только путем веры. А вера — это то, что даруется, это дар Божий. Недаром в русском языке слово "дар" относится прежде всего к таланту. Так что получается, что вера — это тоже своего рода талант. Когда это единый дар, вера и талант, то художник является подлинным. Так что вера необходима художнику.

Возникает вопрос: вера во что? Я для себя не знаю более подлинной истории, чем история Христа. Человеку надо на что-то опереться, чтобы иметь смелость строить картину мира. Он должен встать на какой-то камень. Я думаю, что история христианства является таким камнем, по крайней мере для литературы и, шире, -- для искусства и культуры. У художника должна быть точка. С одной только точки и начитается текст, музыка, картина.

Но ведь такой точкой может стать и нечто диавольское, а не обязательно Божие?

 В таком случае человек продал душу дьяволу. А как происходит акция продажи души дьяволу, не вполне понятно.

Гоголь это описал в своем "Портрете"…

 Тогда, человек, который имеет корысть, продается. Но не всякий человек нужен дьяволу.

Кажется, все же, дьяволу хотелось бы получить всех.

 Мой друг Юз сказал очень хорошую фразу: дьявол хочет погубить всех, а Господь хочет спасти каждого. Мне эта формула очень нравится.

Я великий грешник и не успел докаяться до конца, не знаю, сколько мне дано будет времени, может, успею. Я пытался делать добрые дела и никогда никому не желать зла. Своим убогим способом я перед сном творю молитву. Главным образом, молитву мытаря, Иисусову молитву, а потом я поминаю некоторых людей о здравии и за упокой. В этом состоянии мне приходят перед сном облачные и трудно формулируемые мысли. Не мысли, а облака, но это и есть мысли. Думал я вчера вещь очевидную — одушевление происходит позже зачатия, так мне показалось. Кто же одушевляет? Понятно Кто. А чем одушевляет? Тем, что вкладывает любовь. Вопрос, как человек этим распорядится. Но любовь уже есть. Эта мысль, с которой я уснул. А на утро я подумал: насколько милостив может оказаться Господь к этому чудовищному опыту с клонами? Может, вложит в клона душу, а может, этот эксперимент станет доказательством, что так делать не нужно…

А что, на Ваш взгляд, не хватает церкви, чтобы занять более достойное место в обществе?

 Утром, после молитвы, я обычно читаю Евангелие, открывая его на случайной странице. Что я открыл сегодня: "И сбылось слово Писания: "И к злодеям причтен". Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти." (Мк. 15:28-31) То есть, у Христа были все те же отношения с церковью. Те, кто Его распял, тоже считали, что они веруют, а они были не верующие, а исполнители, в самом чекистском смысле этого слова. Убежденность в правоте, на мой взгляд, противоречит вере и Христу, потому что вера не имеет ничего общего с идеологией.

Церковь, прежде всего, утешает страждущих, а если учит, то учит, как относиться к ближнему, как возлюбить его, а не искушать не принадлежащим человеку правом разделять что бы то ни было на чистых и нечистых. Правота в идеологическом смысле — это основа агрессии. Возможность считать кого-либо другого за нечеловека или недочеловека — это нарушение самой серьезной заповеди "Не убий".

Но Христос ведь и Сам скажет иным из тех, кто говорил Ему "Господи, Господи" — "Не вем вас".

Эту не повод так воодушевлять паству. Вопрос, кому Он это скажет. Может, этим проповедникам и скажет, которые, сами того не ведая, призывали к насилию. Как сказал Паскаль, любить нужно только Бога, а ненавидеть только себя. Труднее всего человеку с советским опытом понять, что такое власть от Бога, что такое "подставь правую щеку". Но нужно найти, можно найти в себе понимание сути вещей, а не их внешней формальности. Если это трудно, то хотя бы пусть вспомнят историю с блудницей, в которую никто не бросил камень. Мне кажется, Церковь должна помнить все три эти притчи.

— Наверное, церковь должна помнить все Евангельские притчи.

Да, но иногда она помнит их с хвоста, у меня часто создается такое впечатление. Церковь иногда удаляется от ближнего, а не приближается к нему.

Говорят, что Вы пишете религиозные стихи. Не могли бы оставить Вы для наших читателей какое-нибудь Ваше стихотворение? Что-нибудь из не публиковавшегося…

-- В очередной раз у меня оборвался крест, я его ищу не нахожу, временно заменяю крестильным, надо снова искать практичный, нательный. Об этом я написал одно небольшое стихотворение.

Порвалась цепка на кресте,
Грех тянет вниз, а выя крепче.
Живу, наглея, в простоте,
Все воровство до дна исчерпав.
Итога нет — таков итог:
Не подбирай креста чужого.
Без Бога Бог, и с Богом Бог,
И ты за пазухой у Бога.

Беседовала Ольга Митренина, Портал-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования