Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Руководитель научно-методического центра "Петершуле" в Санкт-Петербурге ЭЛЕОНОРА МУШНИКОВА: "Образовательный курс о христианских основах нашей культуры мы должны сделать надконфессиональным, экуменическим"


"Портал–Credo.Ru": Как Вы относитесь к введению предмета "Основы православной культуры" в школе?

Элеонора Мушникова: Коль скоро мы считаем, что живем в цивилизованном мире, мы должны отдавать себе отчет в том, что наша цивилизация — по определению христианская. И, следовательно, все наши школы должны знать основы христианства. Но православие, при всей его полноте, не исчерпывает представления о христианстве. Поэтому, на мой взгляд, это ограничение представлений о христианстве, которые должен иметь каждый цивилизованный человек. Мне кажется, в школьное образование обязательно должно войти религиозное образование, но это должны быть христианские основы современной культуры или конфессионально-культурные формы христианства. Т.е. мы должны образовательный курс о христианских основах нашей культуры сделать надконфессиональным, экуменическим. Мы должны рассказать об истории христианства, об истоках христианства, о нравственных нормах христианства, о взаимосвязи христианских конфессий и их различии. И еще шире и глубже говорить о взаимосвязи всех религий. Тогда это будет то, что нам и нашим ученикам нужно.

А обязательно религиозный курс нужно вводить, потому что все наши учебники проникнуты совершенно атеистическим духом и стилем прошлых лет. Даже постперестроечные учебники, может быть, подсознательно, идеологизированы с научной точки зрения. Т.е. там представление о науках дается как истина в последней инстанции. Над авторами этих учебников довлеют наши древние атеистические представления. Получается, что вместе с предметами в школе мы волей-неволей преподаем атеизм. А дети должны иметь альтернативу. Поэтому, как альтернатива этому атеизму в программе обязательно должен быть предмет, я бы назвала его "Христианское вероучение", или может быть "Христианские основы современной культуры". Этот предмет просто необходим, потому что он расширяет мировоззрение учеников. Тогда как неоправданно суженное до вульгарного материализма мировоззрение, в конечном итоге, мешает развитию мышления ученика. Поэтому у нас есть большие проблемы в научных сферах, у нас сейчас очень мало молодых ученых. Они представляют науку только эмпирической, у них нет ощущения того, что за наукой стоит еще нечто большее, огромный мир. Ощущение трансцендентности мира отсутствует, а это тоже, на мой взгляд, одна из составляющих мышления ученого.

Поэтому этот предмет будет способствовать не только исполнению нашей гражданской обязанности как альтернатива атеистическим представлениям, существующим на сегодняшний день в учебниках, но и расширению мировоззрения учеников и развитию их творческого мышления.

На мой взгляд, еще было бы правильным, для развития возможности альтернативного взгляда требуется идеологическое обновление учебных программ. В каждом предмете надо видеть нечто большее, чем то, что сегодня известно науке, и давать ученику совершенно четкие представления о том, что такое предположение, что такое гипотеза, что такое теория и что такое факт, что такое артефакт. Чтобы у них была возможность самим конструировать какие-то свои представления и расширять горизонты своих познаний самостоятельно.

– А что Вы думаете о предложении Министерства образования и науки ввести в школах курс "Религии мира"?

– Мне кажется, что именно это нужно. Ввести курс по изучению мировых религий, но так, чтобы христианское мировоззрение было там представлено наиболее полным образом. Конечная цель наших учеников – воспитание нравственных основ христианства. Без этого у нас ничего и не получается. У нас не получается цивилизованный бизнес. Потому что цивилизация-то христианская, а наш бизнес очень мало знаком с христианскими нравственными нормами. У нас не получается цивилизованной жизни в отдаленных деревнях, потому что их не связывают представления об общей Церкви, об общих нормах нравственности, о христианских нормах, о чем-то духовном. Мы никак не можем назвать наше телевидение цивилизованным. Мы никак не можем сказать, что в основе его лежат христианские принципы.

Исходя из этого, а это очень важная цель, предметы, которые будут нести представления о христианских нравственных нормах, необходимы. Они нужны современной школе.

Беседовала Екатерина Шелковникова,
"Портал–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования