"Портал-Credo. Ru": Согласны ли вы с тем, что 90 лет назад был отнят Удерживающий? Александр Боханов: Да, разумеется. Потому что царь Николай Второй был Помазанником Божьим, который правил уникальной – для периода новой истории – страной, каковой была тогда Россия. Причиной случившегося была духовная катастрофа, которую переживала страна, а результатом стало то, что принято называть "русским апокалипсисом". – Однако существует мнение, что трагедия произошла из-за личности самого Государя, из-за его личностной слабости. – Ну что это такое - слабость? Есть же законы развития сложных систем. Ресурс монархии был исчерпан в сложившейся тогда реальности. В этом все дело. А все, что там говорят – это в значительной мере от нашего великого путаника Солженицына – то, что, мол, семью любил больше, чем Россию – ну, просто несерьезный подход к делу. – Так кто же виноват? – Все виноваты. Все. Исключений тут не было. И народ виноват, и элита, и генералитет, и сами монархисты. Видите ли, существуют, как известно, две монархических модели развития. Цезаризм – это языческая модель. Но есть и другая – та, которую создал император Константин Великий. Именно она и была свойственна России. Но с начала правления Петра Первого, стремившегося превратить Россию в светскую империю (частью которой должна была стать и сама Церковь), в стране сложилась дихотомия. 200 лет страна могла просуществовать в таком виде, но более – уже нет. Таковы законы развития. – И Церковь тоже была бессильна? – Разумеется. Но только тут мы, ведь, говорим не о Церкви с большой буквы, Глава которой – не Синод, Патриарх, Царь или Папа Римский, а Иисус Христос. Говорить надо об институции церкви. И если смотреть с этой стороны, то – да, православная Церковь в России не выступила в защиту монархии, митрополит Владимир не сказал ни слова о происходящем, считалось, что это не касается Церкви. Даже католическая Церковь устами папского нунция призвала к спокойствию. Православная – нет. И спустя год митрополит Владимир был убит. Духовник царской семьи бросил Государя тотчас же после случившихся событий и тоже был истреблен год спустя. – Может быть все было бы иначе, если бы Николай Второй все же стал Патриархом? Ведь он хотел это сделать... – Это скорее всего слухи. Во всяком случае, документально это нигде не подтверждено. Хотя, по своим личностным качествам, он, мне кажется, мог бы быть на этом месте. – А какова все же была роль "святого старца" Распутина? – Его роль ограничивалась экстрасенсорными способностями, которые ни в коем случае не надо путать со святостью. Это – разные вещи. И в царской семье к нему, как к святому, не относились. И был пиар, очень умелый причем, и не со стороны Ленина и большевиков, а со стороны высшего света. Почитайте мою книгу "Распутин: быль и небыль". – В таком случае, что быль, а что небыль: говорят, что тело Распутина было вырыто его адептами из могилы в Царском Селе и перезахоронено на кладбище в Мартышкине – Тут все небыль. Тело было вырыто и сожжено по приказу князя Львова, возглавлявшего Временное правительство еще до Керенского, а прах был развеян. Беседовал Алексей Феоктистов, для "Портала–Credo.Ru". |