Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Церковный историк, лидер Русского Имперского движения ВИКТОР АНТОНОВ: "Общественный резонанс обращения епископа Диомида оказался столь велик, что священноначалие пока остерегается применить к нему административные меры"


"Портал-Credo.Ru": Виктор Васильевич, как Вы оцениваете значение обращения епископа Диомида? Связано ли оно с предстоящим объединением РПЦ МП с РПЦЗ(Л)?

Виктор Антонов: Еще два месяца назад мало кто из православных верующих слышал о епископе Анадырском и Чукотском Диомиде. Сегодня о нем знают очень многие, в том числе в других православных странах. Дело в том, что среди архиереев владыка Диомид впервые после приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева), скончавшегося 11 лет назад, открыто сказал об отступлении РПЦ МП от чистоты православного вероучения. Молодой и энергичный, он уже вошел в церковную историю. Тем, что за семь лет своего служения на новой кафедре обратил в православие тысячи жителей Чукотки, тем, что установил на мысе Дежнева большую фигуру святителя Николая Чудотворца, обращенную в сторону Аляски, то есть США. И тем, что сказал правду. Свои слова он не тиражировал, но когда их опубликовали СМИ, отказываться не стал.

Для священноначалия возникла неприятная ситуация - обвинения появились за три месяца до окончательного воссоединения РПЦ МП с РПЦЗ(Л), которая ранее довольно долго выдвигала многие из них. Выходит, не напрасно! Не думаю, что владыка приурочил обращение к предстоящему "акту" - просто он стал выразителем взглядов очень значительной части клириков и мирян. Увы, пока это "глас вопиющего" среди архиереев...

- Хотя ни один из архиереев до сих пор публично не поддержал владыку Диомида, многие верующие и приходские священники открыто встали на его сторону. Чем Вы объясняете такое единодушие?

- В обращении честно говорится о давно наболевших проблемах - это уже отметили многие. Как и то, что вроде бы ничего не сказано нового - это все давно обсуждается и хронически болит. Отмечен и тот значимый факт, что прежде о тех же самых проблемах постоянно говорила Зарубежная Церковь. Ныне она блокирована предстоящим воссоединением и своим соглашательством с политикой РПЦ МП. Будет ли она всегда придерживаться этой неприемлемой прежде политики - вот вопрос.

- Поддерживаете ли Вы высказанное владыкой Диомидом обвинение РПЦ МП в экуменизме?

- Это одна из главных болей нашей Церкви - ее священноначалие по-прежнему придерживается экуменизма, то есть политики объединения мировых монотеистических религий. Для доказательства достаточно изучить хронику разного рода богословских консультаций, диалогов и симпозиумов с другими христианскими деноминациями, иудеями и мусульманами, в которых РПЦ МП неустанно участвовала и участвует. Единственное, от чего она отказалась в 1990-е годы, - да и то под давлением верующих - от совместных молитв с католиками, англиканами, лютеранами и от унии с монофизитами.

Ныне все экуменические контакты лицемерно подаются как научно-познавательные, дипломатически полезные, никак не затрагивающие основ православной веры. Глава ОВЦС МП митрополит Кирилл, некогда убежденнейший экуменист, сегодня постоянно клянется в верности "вере апостольской, вере отеческой". Но это в России, в Европе он говорит по-другому.

В 2006 году, на летнем саммите религиозных деятелей в Москве в итоговом документе была засвидетельствована вера в одного "Всевышнего" с мусульманами и иудеями вопреки словам Христа: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14,6). Как известно, Христа мусульмане и иудеи Богом не признают. Следовательно, МП пошла на важнейшее догматическое нарушение, за что ее не раз строго критиковали ревнители православия.

Догматические уступки регулярно делаются также еретикам-монофизитам, прежде всего армянам, - их порой признают почти православными. Напомним и о так называемых "братских посланиях" инославным и иноверным, о награждении их православными орденами, о расточаемых им похвалах…

Особенно часто в РПЦ МП звучат заявления об общих нравственных ценностях с католиками, иудеями и мусульманами, при этом нарочито игнорируется иеузитская мораль католиков, талмудическая - иудеев и внехристианская - мусульман. Этакая религиозная политкорректность, которая по сути дела утверждает, что православное вероучение не есть единственно истинное.

- В обращении владыки Диомида сказано также о "неосергианстве", то есть добровольном подчинении церковной власти мирской, о молчаливом с ней согласии "вместо обличения антинародной политики". Разделяете ли Вы его точку зрения?

- Надо сказать, что на словах Патриарх часто сетовал на несправедливую социальную политику властей, горевал о народной нищете и призывал богачей помнить о заповедях. В то же самое время создавались церковные банки, концерны и фирмы, подконтрольные РПЦ МП, которые наживались на нефти, табаке, водке и алмазах. Настоятели богатых приходов покупали для себя магазины, акции, дорогие иномарки. 
Много ли тем временем было открыто богаделен, приютов, столовых для бедных? Когда на последнем Всемирном Русском Народном Соборе, велеречиво названном митрополитом Кириллом "местом, в котором народный дух соединяется с народной мыслью", некоторые делегаты попытались внести в один из документов оппозиционные поправки против Путина, митрополит их сходу отверг, туманно сославшись на то, что они обрадуют… Березовского.

В советское время всякая критика власти подавлялась по той причине, что она на руку империалистам, а теперь? Днем ранее тот же митрополит критиковал Кремль за его неправильные реформы. Как назвать подобную критику?  Очковтирательством и лицемерием. Народ хотят уверить, что руководство РПЦ МП на его стороне и понимает его нужды. "Это миф, что Церковь и власть в политическом альянсе", - заявил пресс-секретарь РПЦ МП отец Владимир Вигилянский. Но народ судит не по словам, а по делам.

- Что Вы думаете о возможности созыва Поместного Собора?

- Это очень важный вопрос и важно, что его задает архиерей: почему не собирается Поместный Собор, на котором мог бы - пусть слабо - прозвучать народный голос и обсуждены обозначенные проблемы? Владыка справедливо указывает, что, вопреки канонам, устав 2000 года вместо Поместного Собора высшим органом управления РПЦ МП объявил Архиерейский Собор, то есть собрание церковного начальства, у которого сейчас со светскими властями много общих материальных интересов. А начальство с начальством рано или поздно всегда договорится. Ни церковным, ни светским властям не нужен Поместный Собор - там будут выступать новые Диомиды и зазвучат те же слова, что высказаны в обращении.

- Владыку Диомида естественно обвинили в провокации и попытке сорвать намеченное воссоединение. Считаете ли Вы это слабым и непродуманным шагом его оппонентов?

- Разумеется. Митрополит Кирилл договорился до того, что "не столько епископ Диомид изобличает, сколько некоторая группа людей, которая еще находится в тени", уточнив позднее, что группа эта орудует за рубежом. Наверное, на Чукотку она под покровом полярной ночи проникла с той стороны Берингова пролива. Однако компетентные органы выяснили, что заговорщики живут в Санкт-Петербурге и Москве. Это - известные смутьяны Константин Душенов и Михаил Назаров. Они, по мнению протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя митрополита Кирилла, стремятся "в идеале устроить переворот в Русской Церкви, захватить в ней власть". Неясно одно, кто больше поглупел: начальник или его зам.

Однако, заметьте, даже самые жесткие обвинители (а среди них "Русская линия", "Радонеж" и "Союз православных граждан") не отказывают владыке Диомиду в искренности и отсутствии тайных побуждений и замыслов. Его прямо называют настоящим и деятельным миссионером, бескорыстным пастырем и ревностным борцом за чистоту православия.

Несмотря на то, что до сих пор никто из архиереев гласно не поддержал обращение Диомида, общественный резонанс оказался настолько велик, что священноначалие пока остерегается применить к епископу административные меры, тем более, накануне воссоединения с РПЦЗ(Л). Санкции только бы увеличили число его сторонников, хотя о каком-то расколе говорить не приходится.

Но временное отсутствие санкций вовсе не означает, что через три-шесть месяцев их не будет. Несогласных принято карать. Когда шумиха стихнет, могут отправить на покой или в Южную Америку. В идеале необходимо заставить чукотского владыку принести покаяние и признаться - мол, "бес попутал", но это не решит затронутых вопросов. Они свидетельствуют о серьезном недуге в нашем церковном организме, лечить который давно настало время.

Владимир Максимов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования