Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Зав. аналитическим отделом портала "Ислам.Ру" АБДУЛЛА-РИНАТ МУХАМЕТОВ: "Почти все годы ельцинских реформ и путинской стабилизации во многом прошли под знаком исламофобии"


"Портал–Credo.Ru":. Существует ли проблема исламофобии как таковая?

Абдулла-Ринат Мухаметов: Исламофобия – одно из тех явлений, которое сопровождает человечество на протяжении сотен лет. Поразительно, но не только содержание, но зачастую даже формы выражения иррациональной ненависти ко всему, что связано с исламом, не поменялось со времен Пророка Мухаммада (мир ему).

Более того, открыв Коран, многие с удивлением обнаружат массу параллелей исламофобии, скажем, времен пророка Ибрагима (библ. Авраама, мир ему) или Мусы (библ. Моисей, мир ему), с тем, что творится сейчас. История явно демонстрирует, что фундаментальное Единобожие всегда вызывало жесткую неприязнь с самых разных сторон.

Архетипы исламофобии даны уже в Коране. Слово исламофобия там не употребляется, но во многих аятах речь, совершенно очевидно, идет именно о ней.

– Насколько серьезна исламофобия в мире вообще и в России в частности?

– В конце XX– начале XXI века столетиями сложившиеся антимусульманские стереотипы были взяты на вооружения теми, кто формулирует глобальную повестку дня. Исламофобия, например, - это один из тех основных моментов, посредством которых имперская машина Соединенных Штатов попыталась прорваться к тотальному мировому господству после 11 сентября 2001 г.

Для нашей страны проблема исламофобии актуальна и серьезна не меньше, чем для Запада. Достаточно сказать, что почти все годы ельцинских реформ и путинской стабилизации во многом прошли под знаком исламофобии.

– Какие формы исламофобия принимает в России?

– Может быть, важнейший парадокс отечественной истории заключается в том, что ислам, внеся огромнейший вклад в формирование и развитие российской государственности, цивилизации, если хотите, остается наименее понятой в нашей стране религией. Но "исламский вопрос" в России, в конце концов, должен найти свое позитивное решение. Это проблема самых основ государства и общества.

Мусульманские следы можно встретить в той же исторической, да и не только, части Москвы чуть ли не на каждом углу; Ислам – это неотъемлемая часть российской идентичности, без него это уже совсем другая страна. Но наша элита, в основной своей массе, в силу стереотипов и откровенных предрассудков, в том числе бытовой исламофобии, зачастую просто отказывается даже обсуждать эту тему, предпочитая мифы реальным историческим фактам.

– Какова роль российской власти в этих процессах?

– С одной стороны, исламофобия стимулируется (вольно и/или невольно) в процессе решения (или имитации этого), как считают в высоких кабинетах, проблем безопасности. С другой – мы видим такие знаковые вещи как провозглашение Владимиром Путиным России "частью исламского мира" и его "верной и последовательной защитницей".

Без лишнего пафоса надо сказать, что эти слова уже вошли в историю и останутся в ней. Впервые Россия на самом высоком уровне признала свою мусульманскую составляющую. Это следующий шаг по тому пути, который был заложен в екатерининские времена, когда ислам в нашей стране добился статуса "терпимой религии". Для того, чтобы российская императрица пошла на такое решение, потребовались сотни восстаний и огромное число жертв. Следующий же шаг состоялся только через 250 лет.

Но будет ли он ли успешен в полной мере – еще далеко не факт. Ему мешает как раз банальная топорная исламофобия. Ну как еще понять то, что Россия вступила в Организацию Исламская конференция и ее главу, представителя Турции, тепло принимают в Кремле, а в это же время в Москве судят книги (!) Саида Нурси – одного из величайших турецких исламских мыслителей, гордости этой страны.

– Насколько велика роль СМИ в этих процессах?

– СМИ – сегодня основной элемент воздействия на массовое сознание. Они тиражируют и множат в геометрической прогрессии исламофобские предрассудки.

Почти четыре года назад мы одними из первых выдвинули этот вопрос на общественное обсуждения, собрав круглый стол "Исламофобия в российских СМИ". Также нашими усилиями несколько лет велась судебная тяжба с газетой "Известия", в которой был опубликован крайне вызывающий антимусульманский опус Олега Осетинского.

Тогда мало кто придавал значение проблеме исламофобии. Но прошло несколько лет и, как мы и требовали в свое время, в Евросоюзе недавно приняты стандарты освещения исламской темы в СМИ. Такие клише как "исламский экстремизм", "исламский терроризм", "шахидка" фактически исключены. Может быть, когда-нибудь этот прогрессивный подход найдет применение и в России.

– Какие формы противостояния этим процессам возможны в России?

– Официальные мусульманские структуры, духовные управления, не могут взять на себя задачу противостояния исламофобии, будучи заняты административно-хозяйственными вопросами. Это просто не их специализация. Основную роль здесь должно сыграть, скажем так, российское исламское гражданское общество, процессы формирования которого сейчас нарастают.

Несмотря на массовое давление на мусульман, есть и достижения. Навскидку вспомним хотя бы успех по "делу о хиджабе"; в 2006 г. один из судов Урала признал правоту исламского деятеля, обвинявшего газету в клевете, а в Дагестане простой студент доказал через суд свое естественное право посещать пятничную молитву.

Исламское сообщество России не требует для себя каких-то особых прав, мы настаиваем лишь на одном: соблюдайте российскую конституцию.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования