Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Лидер Исламского комитета России ГЕЙДАР ДЖЕМАЛЬ: "Визит Папы Римского в любую страну не что иное, как подтверждение его духовной власти над этой страной"


"Портал-Credo.Ru": Гейдар Джахидович, как бы Вы могли прокомментировать начавшийся сегодня визит Папы Бенедикта XVIв Турцию?

Гейдар Джемаль: Как известно, визиты Папы имеют очень серьезное политическое значение, поскольку в геополитической доктрине католицизма Папа является наместником Царя Небесного, викарием Христа, и каждый визит его в любую страну есть не что иное, как подтверждение его духовной власти над этой страной, утверждение того, что эта страна входит вот в это царство – римско-католическое. Таким образом, все эти визиты не что иное, как очень тонкая форма духовно-политической экспансии католицизма.

Но в данном случае мы должны еще вспомнить исторические прецеденты. Ведь Турция - это территория Восточной Римской империи, Византии. А Римско-Католическая Церковь, использовав Византию для крестовых походов, вместе с тем, всегда боролась с православием. Вспомним, что в 1204 году крестоносцы уничтожили Византию и приблизительно на 50 лет создали там так называемое Латинское королевство или Латинскую империю, то есть католическую империю, в которой они же и правили. Правда, потом византийцам удалось восстановить преемственность, удалось вернуться и восстановить на короткое время - до турецкой победы - Византийскую империю, но, что интересно, восстановителем этой империи был басилевс Мануил, тот самый, цитату из переписки с турецким султаном которого так неудачно привел Папа Бенедикт XVI. И вот возникает вопрос: Мануил ассоциируется именно с Латинской империей, то есть с победой крестоносцев над православием? Папа процитировал его, а потом поехал в Турцию напоминать о том, что был период, когда Малой Азией владела католическая Церковь. Короткий период, но был. Является ли эта шарада определенным посланием тем, кто может это понимать, кто владеет технологией разгадывания таких сложных знаков? Ведь на уровне иерархов символизм жестов, символизм определенных поездок, событий, слов и так далее - совсем не тот, что у обычных политиков. Он всегда нагружен двойным и тройным значением. Поэтому совершенно не случайно, что широкие турецкие массы так обеспокоены и так активно выходят на демонстрации протеста против этого визита. Они понимают, что он не просто есть дань вежливости или попытка загладить свою вину, но имеет определенное политическое значение.

– Какие могут быть последствия этого визита?

– Последствия в грубом, материальном плане, скорее всего, будут не очень заметны широкой публике, особенно непосредственно в ходе и после визита, если, конечно, не случится каких-то событий типа покушения, подобного тому, какое сделал в свое время Агджа, кстати турок. Правда, он его совершил в Риме. Если ничего подобного не случится, то в материальном плане этот визит, скорее всего, пройдет бессобытийно. Его значение символическое. А вот в тонком плане последствия его могут быть очень серьезные. Именно поэтому Православная Церковь так жестко выражает протест против визита Папы Римского в Россию. Потому что допустить этот визит - все равно, что признать, что Россия находится под омофором Католической Церкви. То есть признать, что она входит в систему духовных владений католицизма, является частью его всемирной империи. Поэтому в тонком плане это как бы подтверждение геополитических посягательств католицизма на Малую Азию. И последствия этого будут, конечно, в таком невидимом плане, который формирует событийный, внешний, видимый нами ряд. Последствия этого визита могут привести к еще большему обострению противостояния, к еще большей конфликтности, чем до сих пор.

– Вы сказали, что визит Папы может ухудшить взаимоотношения между христианством и исламом. Ведь был же визит Папы Иоанна Павла II в Турцию. Насколько я помню, он не привел к подобному ухудшению? Почему Вы полагаете, что визит этого Папы приведет к нему? Только из-за его неудачного высказывания? Или это имеет более глубокие корни?

Папа Бенедикт XVI – это не Иоанн Павел II. Это совершенно другой человек – с жестким европоцентристским видением. Это человек, который является адептом европоцентрического, западного понимания мировой цивилизации. Он не мультикультурный человек, как Папа Иоанн Павел II, он не является таким всеобщим благословляющим, условно говоря, "дедом Морозом". Он не является таким благостным стариком, который стоит в облаках, посылает благословение и согревает сердце паломников просто тем, что они его видят. Это человек, который имеет определенную философию, очень конкретную, в том числе геополитическую, историческую. Он верит в лидирующую, организующую роль именно католической Европы. То есть, для него это все очень исторически живо. Собственно говоря, его спорная скандальная речь в Регенсбурге об этом свидетельствует, потому что она как раз была посвящена роли Европы, роли католического Запада в организации исторического процесса и так далее.

Конечно, Папа есть Папа, вне зависимости от индивидуальности. Это – сверхличный аспект. Тем не менее, индивидуальность помогает поставить акцент и вычленить наиболее важное. И то, что делал Папа Иоанн Павел II, проходило в такой дымке, то есть оно воспринималось в своеобразной патоке общей сладости, гуманитарном неакцентировании. А вот Бенедикт XVI- это человек, который ставит очень жесткий акцент на любом своем действии, и именно геополитического характера.

– Не окажет ли визит Папы какое-нибудь влияние на решение Евросоюза о принятии Турции в состав ЕС?

– Не думаю, что окажет, потому что для Евросоюза есть немного другие мотивы. Во-первых, они воспринимают Турцию как чуждый элемент. Во-вторых, они считают, что Турция чересчур близко связана с Соединенными Штатами. Да, откровенно говоря, для самой Турции вступление в Евросоюз было бы катастрофой, для ее экономики. Понятно, почему турецкие правящие круги так и рвутся в Евросоюз, но ведь будут очень серьезные последствия для турецкого сельского хозяйства, для целого ряда отраслей, которые придется закрыть. На улицу сразу будет выброшено огромное количество безработных. Это будет тяжелейший удар по социально-политической системе. И это можно оправдать только такими амбициями, за которыми не видно перспективы.

Я считаю, что Турции очень повезло, что Евросоюз не хочет брать ее в лодку, потому что если она станет членом Евросоюза, то тут понятно - европейцы легко считают такие вещи - они вынуждены будут запретить часть областей в турецкой экономике, которые им совершенно не нужны. После этого появится огромное количество безработных. Эти безработные будут социально дестабилизировать обстановку в Турции. Часть из них хлынет в качестве диаспоры в Германию и Швейцарию. Часть революционизируется в самой Турции. То есть они получат, по логике своих собственных законов, 60-миллионную страну с очень обостренным социальным положением. Причем если они не сделают этого, они нарушат собственные порядки приема. Они же запретили и во Франции, и в Испании целые отрасли традиционных видов производства для того, чтобы перераспределить их внутри Евросоюза. Они должны будут и Турции это запретить. Это обязательно приведет к тому, что у них будет горячий очаг и раскаленные угли на южном фланге. Это им совершенно ни к чему. Поэтому визит Папы в Турцию в данном случае вряд ли может что-то изменить.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования