Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Историк, автор книги о святом Северине ЯКОВ ЦУКЕРНИК: "Святой Северин меньше всего занимался саморекламой". К 1725-й годовщине кончины святого


"Портал–Credo.Ru": В Италии завершаются приготовления к празднованию 1725-ой годовщины блаженной кончины святого Северина – одного из самых загадочных подвижников христианской Церкви. Вы - единственный автор жизнеописания святого - жития, которое уже давно стало абсолютным библиографическим раритетом...

Яков Цукерник: Единственный все же в России, так как на Западе существует - и уже несколько десятилетий - целое направление - севериноведение.

– А чем привлекла Вас фигура именно этого святого?

–Ну тут действительно надо начинать от Адама, как говорится… А, вернее, с эпохи 60-х годов, когда я, еще обучаясь в МГУ и занимаясь медиевистикой, ибо в начинавшуюся брежневскую эпоху только ей и можно было заниматься всерьез, изучал историю готов (хотел поначалу гуннов, но все гунноведы находились в Ленинграде), которая, как оказалось, просто невозможна без святого Северина.

Знаете, конечно - "нет большей любви, как положить жизнь за други своя". Так вот это про святого Северина Норикского, которого также называют апостолом Норика, спасшего народ древнего государства от полчищ вандалов. Норик – территория современной Австрии к западу от Вены, в начале нашей эры, земли Западной Римской империи, впоследствии захваченная варварами.

– Почему в таком случае о нем так мало известно?

– Ну, во-первых, так ли уж много мы знаем вообще о тех, кто жил почти две тысячи лет тому назад? В любом случае меньше, чем о тех, кто жил после. Потом, знаете ли, святой Северин меньше всего занимался саморекламой, говоря по-современному. Наверное, как и подобает настоящему монаху, он был просто скромным человеком. Он занимался делом. Помните: "Покажу веру из дел моих"? Вот это тоже про него.

– Но известно ли, хотя бы, откуда он был родом и как оказался в Норике?

- Свидетельства (и, прежде всего, житие святого Северина, написанное его верным последователем и учеником Евгиппием) очень скудны. Существует предположение, что он был родом из знаменитой династии римских сенаторов Севйров. Более достоверно, что происходил из Лациума, принадлежал к аристократической семье, так как образованию его можно было позавидовать. Мы знаем, что он владел не только латынью, но и языком готов, греческим и ивритом. Он был географом и топографом, что явствует из того, сколь искусно выводил Северин народ Норика, преследуемый варварами, из-под удара. Руководство же людьми требовало еще и навыка администратора, экономиста.

– Но это скорее государственные подвиги. А сугубо монашеские?

– Но что такое монашеская жизнь - если не подлинное подвижничество ради братьев своих?! Да, он, конечно же, молился, он носил власяницу, постился по сорок дней и обладал даром чудотворения, умея не только вызывать свой фантом за 200 километров от того места, где он был, но даже смог воскресить покойника. Его последним словами были слова: "Да будет благословенно имя Божье!"

– Известны ли какие посмертные чудеса, связанные со святым Северином?

– Прежде всего, то, что открылось присутствовавшим при обретении его мощей в Тульне, где он был погребен в 472 году, умерев примерно 70 лет от роду. Мощи святого спустя шесть лет после его кончины были нетленны! Как вспоминал Евгиппий, все вокруг ощутили невероятное благоухание.

– А почему было совершено вскрытие могилы?

– Из-за опасности прихода варваров, которые могли, или осквернить, или просто уничтожить могилу и сами мощи. И потому последователи Северина, а также члены созданного им Братства перенесли мощи в Неаполь, где, по указанию короля Одоакра, который был обязан Северину, в одной из обителей и был погребен святой. А уже в 1807 году, когда Италия была оккупирована Наполеоном, мощи были перенесены в приходскую церковь Фратта Маджиоре, там же в Неаполе, где покоятся и по сей день. Несколько раз они использовались для освящение других храмов и обителей. В то время как в Париже и Кельне есть храмы во имя самого святого Северина.

– На чем же основывался Ваш труд, посвященный святому?

– Во-первых, я должен сказать спасибо замечательному профессору МГУ Елене Федоровой, которая мне очень помогла в моей работе. Ну, а книга моя основывалась на "Гетике" Иордана, на труде Евгиппия, о котором я уже говорил и, работая над которым, мне приходилось продираться сквозь чудовищно трудные дебри средневековой латыни. Это было, поверьте, ничуть не легче, чем заниматься датировкой, которую я также провел максимально достоверно. Приходилось, обращаться и к другим работам, в частности, к трудам русского историка XIX века Стасюлевича. Но главное – это, конечно же, труды двадцатого столетия, и, в первую очередь, патриарха севериноведения австрийского профессора Роберта Нолля, работу которого я также переводил для своей монографии, и с которым состоял в переписке, увы, недолгой.

– Будете ли вы на торжествах, посвященных святому Северину в Неаполе в январе 2007 года?

– О, когда-то я больше мечтал пройти по пути Северина в Норике. Увы, этому не суждено было сбыться. Может быть еще впереди?.. А Италия? Если пригласят.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования