Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Протодиакон храма св. Илии в Девоне (Великобритания) ПЕТР СКОРЕР: "Нельзя исключать и закрытия Сурожской епархии"


"Портал–Credo. Ru": Отец Петр, исполнилось 50 лет православному Успенскому собору в Лондоне.

Протодиакон Петр Скорер: Да, Вы знаете, мне даже помнится, что я, будучи еще совсем маленьким, был на освящении храма...

– Но где же окормлялась русская община до того?

– В церкви святого Филиппа, неподалеку от вокзала Виктория – там службы проходили в очередь с "зарубежниками" каждое второе воскресенье месяца. Я помню, как в этом храме отпевали моего дела – Семена Людвиговича Франка, который погребен на Хелдонском кладбище английской столицы. Там служили поочередно будущие владыка Сурожский Антоний (Блум) и новопреставленный владыка Виталий (Устинов). И отец Виталий постоянно переосвящал Престол, так как отцу Антонию он сказал: "Вы – служитель сатаны", а значит, после него надо было вновь освящать храм. В 1956 году русская община взяла в аренду у Англиканской церкви храм, который и празднует сегодня свое 50-летие. В 70-х годах храм был ею выкуплен, ибо владельцы собирались сдать церковь под китайский ресторан. Владыка Антоний обратился к пастве, стали собирать деньги, помогали люди даже из СССР, и храм стал собственностью прихода. Так остается и по сей день.

– В храме прошли торжества, посвященные юбилею, которые возглавил глава ОВЦС МП митрополит Кирилл Гундяев). А был ли кто-то из старых прихожан?

– Нет, не было никого. Но торжества были весьма помпезными. Из Москвы прибыло новое голубое облачение, пел хор Данилова монастыря, благочинный юго-западных приходов Сурожской епархии старейший клирик Бенедикт Рамсден (он служит в Корнуэлле) стал митрофорным протоиереем. Владыке Кириллу сослужили архиепископ Григорий Фиатирский (Греческая Православная Церковь) – большой дипломат (признавший, кстати, в мае все отпускные грамоты, данные владыкой Василием (Осборном) клиру Сурожской епархии РПЦ МП), архиепископ Иннокентий и – самое неприятное – епископ Иларион, приехавший из Вены, который столько боли принес в последние годы жизни митрополиту Антонию. Никого из епископата Англиканской, Римо-Католической, Коптской Церквей не было, только клирики. 4 октября был дан прием в отеле "Дорчестер" (наряду с гостиницей "Кларидж", это самый роскошный отель Лондона) для епископата и высоких гостей, а 15-го – в Королевском яхт-клубе - для всех.

– Как-то все вот больше создается впечатление, что так будет и дальше, что Успенский собор останется у РПЦ МП, Устав – уникальный устав Сурожской епархии будет уничтожен… И вообще в чьих руках финансы епархии?

– Ну, во-первых, не забывайте о силе пропаганды, в данном случае, московской. На самом деле все обстоит не совсем так, как она представляет. Во-вторых, что касается собора, то, конечно, у Московской патриархии есть немалая власть, есть известный авторитет и есть деньги, но…кроме этого существует и английский закон, для которого все это неважно. Судьбу Успенского собора будет решать комиссия по благотворительности, епархиальные же финансы сейчас заперты на ключ, заморожены – ими ни одна из сторон не может воспользоваться до разрешения тяжбы. Ну а что касается Устава епархии – я глубоко чувствую, так скажем, что его действительно могут отменить при новом так называемом "управляющем епархией" архимандрите Елисее (Ганабе). Я вообще не понимаю, что это за неканоническое понятие – "управляющий епархией". Почему не назначается правящий епископ?..

– Так почему же?..

– Ну, как говорили прежде – "епархия неудобная". А потому, мне кажется, что нельзя исключать вовсе даже и закрытия Сурожской епархии. Понимаете, чтобы в течение почти четырех лет не было правящего епископа – я такого вообще припомнить не могу.

Ну, может быть им, наконец, станет сам отец Елисей – говорят, что вскоре его рукоположат в епископы. Может быть. Во всяком случае, примечательно, что в Лондон присылают человека, который традиционно оказывался в горячих точках: в Эстонии - во время знаменитого скандала с Константинополем, в Антиохии, в Иерусалиме, где он возглавлял до последнего времени Русскую духовную миссию – место тоже очень непростое. Он приедет в Лондон вместе с отцом Михаилом Дудко, который уже и раньше был в Лондоне. Но с другой стороны не исключено, что просто выжидают, чтобы поставить на место правящего архиерея Сурожской епархии владыку Марка (Арндта) (РПЦЗ(Л))...

– А что же будет с владыкой Василием, которому в Москве угрожают архиерейским судом?..

– Прежде всего мне хотелось бы сказать, что Владыка, по его собственным словам, никогда не получал из Москвы приглашений на заседания Синода. Так что, вероятно, подразумевается, что он должен узнавать о том, что его ждут за три с лишним тысячи верст из, ну, например, из интернета… Но я не думаю, что Москва сегодня пойдет на большой конфликт с Константинополем. Уже сейчас, во время визита митрополита Кирилла в Лондон, было заметно, что начались известные заигрывания. Кроме того, сама процедура архиерейского суда в Русской Православной Церкви Московского патриархата не разработана, хотя попытки такие делались и в каком-то смысле продолжаются. Наконец, могу вам сказать, что в Москве никогда и не хотели, чтобы владыка Василий был правящим епископом, и именно потому владыка Кирилл постоянно отвечал на просьбы епископа Василия прислать из Москвы духовенство, которого очень не хватало, что священников нет. Но они были. И сейчас мы это видим.

– Примерно половина приходов ушла с владыкой Василием. Но почему другая половина осталась с Москвой? Ведь среди них есть и потомки старых русских эмигрантов, и англичане?..

-  Многие тем самым как бы сохраняют верность митрополиту Антонию, так как многие и в русскую Церковь пришли исключительно благодаря ему, а Владыка всегда стремился до конца быть с Московской патриархией. Эти люди не вдаются и не хотят вдаваться в суть сложившейся сегодня ситуации. Есть и те, кто пришел к русской Церкви, к православию от Достоевского и Бердяева, и тут присутствует некий момент своеобразного романтизма – церковных куполов и всего такого… Наконец, есть просто и те, кто смотрит на все происходящее сквозь розовые очки. Но в то же время я должен сказать, что у нас есть весьма немалая поддержка – в том числе и среди духовенства – и в самой России, хотя многие там боятся в открытую об этом говорить.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования