Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Академик Международной академии наук экологической безопасности, председатель Северо-Кавказского отделения Международного экологического фонда БОРИС РЕЖАБЕК: «Абхазский народ объединяться под омофором грузинского Патриарха не будет»


"Портал-Сredo. Ru": Как Вы считаете, конфликт между Россией и Грузией будет продолжаться?

Борис Режабек: Мне представляется, что, в целом, конфликт стал уже угасать. И, разумеется, это хорошо, потому что, как это всегда бывает, особо ретивые исполнители на местах уже чрезмерно ревностно стали исполнять свою "задачу", устраивая "облаву" в грузинской церкви в Москве, переписывая имена грузинских школьников…

– …запрещая закупать вино и "Боржоми".

– Ну, вина и, уж тем более, "Боржоми" такой уж большой прибыли Грузии не давали – страна сегодня существует, прежде всего, на дотации США. В то же время, с моей точки зрения, положительным фактом является то, что Россия, наконец, повела себя решительно и достойно, перестала приседать на корточки, подняла тарифы на газ, отчётливо выражает свою позицию в СМИ. Положительно и то, что президент Абхазии Сергей Васильевич Багапш выступил с обращением признать независимость его страны, пусть даже ее и признает лишь одна Россия.

Признание же независимости Абхазии Россией – пусть даже и в одностороннем порядке – укрепит ее позиции на международной арене. Такая ситуация была, например, с признанием одной лишь Турцией турецкой части Кипра.

Мы пытаемся укреплять и связи творческой интеллигенции России и Абхазии. Недавно на этом пути был сделан серьёзный, пусть и не решающий, шаг – в рейтинг художников России стараниями большого энтузиаста, академика Академии художественной критики России, искусствоведа Ольги Александровны Бабановой были включены и художники Абхазии.

– Но признание независимости Абхазии может поставить в повестку дня и вопрос о предоставлении автокефалии Абхазской Православной Церкви. Такой вопрос уже не раз поднимался…

– Да, это так, и это весьма сложный вопрос, который всегда был связан с политической проблематикой. Пока что формально главой Церкви в Абхазии является Католикос-Патриарх Грузинской Православной Церкви Илия II, но я почти уверен, что под омофором Грузинского Патриарха абхазский народ объединяться не будет.

– Почему?

– Видите ли, абхазы и грузины – это абсолютно разные народы. Они принадлежат к разным этническим группам. У них разные традиции, исторические корни, непохожие язык и эпос, различное отношение к предкам. Православная религия – общая с Грузией, но, говоря о ней, стоит отметить все же, что в Абхазии христианство сочетается с язычеством. Это язычество не агрессивное, не злое (а ведь и такое бывает). В основе его лежит особое отношение к силам природы. При этом с древних времён абхазы знают и о Творце мира. Большую роль в Абхазии играют святилища – аныхи – средоточия древних нравственных ценностей народа.

Но есть и еще весьма важный, я бы сказал, историко-психологический момент. Он связан с тем, что Абхазия древнее Грузии, а Абхазская Церковь древнее Грузинской Церкви. Абхазская государственность известна со II века нашей эры. "Абхазское царство", а позже "Абхазско-Картвельское царство", упоминается уже в VI – VIII веках. Древность Абхазской Церкви доказывается уже тем, что на I Вселенском Соборе в 325 году присутствовал епископ Питиунта (ныне Пицунда) Стратилат. Абхазия – это земля первых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита – брата Христа, который, по христианскому преданию, был женихом на браке в Кане Галилейской. Наименования же "грузины", "грузинское государство" возникли не раньше XIV века.

На протяжении веков рядом с Грузией существовало самостоятельное государство Абхазия, вошедшее в состав Российской империи в 1810 году, и пребывавшее там до 1917 года. В 1917 году, после Октябрьского переворота, в Абхазии было создано независимое абхазское правительство. В 1918 году страну оккупировала Грузия, однако уже 31 марта 1921 года была вновь объявлена независимость Абхазии. Даже при СССР – в 20-е годы – Грузия и Абхазия были отдельными, независимыми частями одной страны. Еще Нестор Лакоба предлагал Сталину создать между Грузией и Абхазией автономию – Мингрелию, и Сталин уже склонялся к этому, но Берия был против, хотя сам был мингрелом – он хотел, чтобы Грузия давила на Абхазию, подчиняла её своим интересам, что и было узаконено Сталиным в 1931 году. Сегодня мингрелы живут, в основном, в Гальском районе Абхазии, они лояльны абхазской власти, как и сваны, живущие в Кодорском ущелье, на территории которого г-н Саакашвили разместил так называемое "правительство Абхазии в изгнании". В последнее время сваны, кстати, довольно активно выступают против решений грузинского президента.

Уход Абхазской Церкви под омофор Грузинского Патриарха будет означать, в известном смысле, определенное подчинение, скажем, и самому грузинскому государству. Тому самому, которое каждое лето устраивает всякого рода провокационные акции на территории Абхазии исключительно с одной целью – напугать возможных туристов, хотя уже никто и не боится, и все равно все едут в Абхазию.

Ну и, наконец, в церквях Абхазии сегодня поминают Патриарха Алексия II, что свидетельствует о предпочтении влияния РПЦ МП.

– А как в самой Абхазии относятся к Грузии?

– Как к стране с богатой историей, интересной культурой… Никакого неприятия грузинского народа у народа абхазского нет, как нет и никакой антигрузинской истерии, в то время как антирусская истерия в Грузии налицо, так же как и угрозы в адрес Абхазии – посмотрите телевизор.

– Вы считаете, что можно верить телепропаганде? Я вот ни у кого из моих грузинских друзей никакой истерии не замечал…

– Я имею в виду истерию на государственном уровне. А что касается пропаганды, то мы с вами прекрасно понимаем, что нужно уметь отличать крупицы истины от сора плевел. Этому весьма поможет и стихотворение великого грузинского поэта, ныне канонизированного, князя Илья Чавчавадзе "Как мы поступали", посвященное истории Грузии. Оно, конечно же, сразу напомнит вам знаменитое стихотворение А.К. Толстого "Русская история от Гостомысла до Тимашева". "Мы тогда в Россию со слезницей побежали…" – пишет Илья Чавчавадзе.

– Ну, пока, правда, Грузия собирается бежать отнюдь не в Россию, а в НАТО…

– Грузия-то собирается, но ей еще предстоит пройти серьезный протокол НАТО, соответствовать достаточно строгим демократическим требованиям этой организации, а поведение г-на Саакашвили как раз вряд ли этому отвечает. И потому, прочитав на Вашем Портале интервью Валентина Никитина, которого я люблю и уважаю, понимая позицию человека, питающего к Грузии сыновние чувства и разделяя его доброе отношение к грузинскому народу, я должен сказать, что все это никак не должно мешать как ясному пониманию ошибочности многих шагов грузинской власти, так и пониманию достойного определения позиции России в отношении к Абхазии.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования