Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель Сретенского храма Карельской епархии РПЦ МП в Кондопоге протоиерей ЛЕВ БОЛЬШАКОВ: "Я бы, прежде всего, молился об умиротворении злых сердец - и чужих, и своих. Потому что сострадания по поводу случившегося не наблюдается"


Поджоги в Кондопоге и ее пригородах начались в ночь с 31 августа на 1 сентября. Массовые беспорядки произошли после того, как в ночь на 30 августа в Кондопоге в результате драки были убиты два местных жителя и еще шестеро ранены. В этом преступлении подозреваются выходцы с Кавказа. В городе были подожжены несколько торговых палаток и магазинов, принадлежащих кавказцам, и совершены попытки разгрома ресторана, у которого произошла драка.

В субботу, 2 сентября, состоялся стихийный митинг, участники которого потребовали освободить от кавказцев местный рынок и решить ряд хозяйственных споров в пользу русских предпринимателей. После митинга в городе прошла новая волна беспорядков, сопровождавшихся случаями мародерства. Всего по подозрению в причастности к погромам и поджогам зданий в Кондопоге были задержаны 109 человек, 25 из них предъявлены обвинения в хулиганстве. Hесколько десятков чеченцев, в основном женщины и дети, вывезены за пределы Кондопоги.

Свою версию событий в Кондопоге изложил настоятель Сретенского храма Карельской и Петрозаводской епархии РПЦ МП в Кондопоге протоиерей Лев Большаков.

"Портал-Credo.Ru": Как Вы оцениваете конфликт, который произошел в Кондопоге и моментально стал знаковым и самым обсуждаемым в России?

Протоиерей Лев Большаков: Ситуация, конечно, немного педалируется, и сами по себе происходящие события сильно преувеличиваются в средствах массовой информации. Хотя произошла большая буча. Ведь ни за что погибли в расцвете сил двое молодых парней, которых мы отпевали. В их гибели свою роль сыграла, в том числе, и распущенность тех, кто на них нападал.

Теперь же, о чем можно судить задним числом? Можно, кончено, осуждать и сотрудников правоохранительных органов в данной ситуации. Однако я не берусь никого судить. Что случилось, то и случилось.

- Сейчас повсеместно звучат обвинения в адрес местной власти в коррупции и бездействии, что и привело, по мнению многих, к погромам, поджогам, к ненависти в отношении лиц кавказской национальности. По Вашему мнению, какой главный вывод нужно сделать из кондопожских погромов?

- Если делать выводы из произошедшего конфликта мне как священнику, и если бы я говорил какие-либо поучения на эту тему, то я бы, прежде всего, молился бы об умиротворении злых сердец. Причем и чужих сердец, и своих, потому что хотелось бы, чтобы люди находились не в злобе, а в озабоченности и в сострадании по поводу конфликта в Кондопоге. А именно этого что-то не очень наблюдается.

- Вы все-таки находитесь в самой гуще событий, Вы беседовали и встречались с участниками беспорядков, с пострадавшими. Что изначально, по Вашему мнению, двигало людьми, которые шли громить ресторан?

- По моему мнению, у некоторых людей, которые присутствовали или же участвовали в кондопожских событиях, в определенный момент возникло требование зрелищности. Толпа ломилась и требовала адреналина. Взрослые люди, жители Кондопоги, стояли и смотрели на все происходящее как на зрелище. Нет, чтобы удержать молодежь, подростков, многие из которых были нетрезвы (хорошо, что потом власти запретили продавать алкоголь), другие жители смотрели на все, создавали толпу, с которой уже намного труднее было управиться сотрудникам милиции. Мне, безусловно, очень бы хотелось, чтобы кондопожские события послужили для всех граждан уроком здравомыслия, однако мы же знаем, что уроки истории обычно ничему не учат.

- Этнический фактор сразу был объявлен причиной и главной движущей силой беспорядков и фактического безвластья в Кондопоге. При этом наличие межнациональной розни отвергают как представители правоохранительных органов, так и многие политики, и республиканские власти. Каков Ваш взгляд?

- В настоящее время в Кондопоге все более или менее спокойно. Охотники не возбуждают больше страсти. Однако надо признать, что национальная проблема есть – в спокойном тоне эту проблему мало кто анализирует. Сейчас мало кто понимает, что естественным образом перемешались на нашей земле (и не только на нашей) многие народы. Но все же, если вы не хотите, например, чтобы жили и торговали в вашем городе чеченцы, то встаньте за прилавок сами. Украинцы, белорусы и представители других национальностей ведь так же едут к нам за тридевять земель. Строят.

Задним числом обсуждать страсти, мне кажется, бессмысленно. Надо все происходящее спокойно и трезво объяснить. В отношении присутствия разных национальностей надо просто понять, что мир всегда был и остался базаром.

- Можно ли было предотвратить развитие общественных настроений в столь опасном направлении, пытались ли это сделать милиция или кондоподжские чиновники?

- Можно было бы все предотвратить, если бы власти внимательно следили за развитием всей этой ситуации, и как-либо сейсмологическим образом предвидели бы этот вулкан. Могу сказать одно, что была распущенность, на которую реагировали люди. К примеру, гоняют по городу на машине с большой скоростью, или останавливаются прямо на дороге, чтобы поговорить со своими, ни на кого не обращая внимания и никого не слушая. Никто ведь распущенных людей не приструнил, не пытался. Кроме того, я могу только пожелать четкости в действиях и вдумчивости сотрудникам правоохранительных органов, чтобы не было так, как получилось в Кондопоге.

Из города уже уехало несколько чеченских семей, спасаясь от возможных погромов. Их в Кондопоге не так много было. Вдруг толпа попытается опять что-нибудь поджечь. Погром есть погром. Я считаю, что толпа невежественна, и причина подобных выступлений людей кроется именно в их невежестве.

- Что Вы как православный священник думаете по поводу того, что надо делать с таким обществом, в особенности с молодежью?

- Надо в первую очередь искоренять сорняки, лучше насаждать добрые семена, вести воспитательную работу, организовывать воскресные школы и детские лагеря. Клуб для детей "Неугасимы" в Кондопоге, например, довольно легко было закрыть – теперь там располагается бильярдный клуб. Взамен появляется толпа, которую некому совсем воспитывать. Нужно заниматься с молодежью, чтобы у каждого подростка было какое-то свое дело.

У нас при Сретенском храме действует воскресная школа для детей и подростков. В храме, правда, раньше располагалась небольшая насосная станция, которая затем была перестроена в церковь. К нашему приходу приписан и Успенский храм – деревянный древний храм. В нем находится сейчас музей и для богослужений нас пускают туда только летом. Помимо этого, мы строим в Кондопоге еще один деревянный храм. Деревянный – потому что это нам больше по силам. На нем уже есть главки и кресты, но вот все не можем достроить его. Если бы кто посоветовал, кому наш счет для пожертвований сказать, чтобы достроить эту церковь. Карелия все-таки республика не богатая, у нас немного состоятельных предпринимателей. У кого попросить - неизвестно. А строительство храма – дело тонкое.

Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования