Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: "Музыка епископа Илариона (Алфеева) в духовном отношении глубже, чем произведения XIX – начала XX вв., которые сегодня исполняются в наших храмах"


Протоиерей Всеволод Чаплин является главным инициатором проведения в рамках Всероссийской выставки-форума "Православная Русь" музыкального фестиваля. После концерта-открытия, на котором он произнес краткое вступительное слово, о. Всеволод дал интервью "Порталу-Credo.Ru".

"Портал–Credo.Ru": Как возникла идея Музыкального фестиваля в рамках Всероссийской выставки-форума "Православная Русь", как давно его задумали?

Протоиерей Всеволод Чаплин: В этом году выставка "Православная Русь" переросла в выставку-форум. За образец мы взяли немецкий евангелический Кирхентаг – это съезд нескольких сотен тысяч людей, которые раз в два года собираются в одном из немецких городов и в рамках этого фестиваля проходит не только выставка, но и большое количество разных мероприятий: конференции, круглые столы, концерты разных стилей и направлений. Конечно, нам до этого еще далеко – и по организационным, и по финансовым возможностям.

В процессе обсуждения, что можно было бы сделать нового, не так давно возникла идея исполнить, кроме традиционных православных песнопений, например Кастальского и Чеснокова, которые мы привыкли слушать в концертах, сочинения наших современников, пишущих для Церкви и о Церкви, чтобы о них узнал и наш слушатель, и весь мир. Поэтому и на концерте-открытии, и в других исполняются композиции современных российских авторов. Сегодня в России пишется много музыки не хуже той, что сейчас, условно говоря, воспринимается как классика русского церковного пения.

Конечно, не всю эту музыку можно исполнить в храмах, но большинство произведений не для этого и писались. Будут исполнены и бардовские песни, и композиции под электрогитары. Я надеюсь, что 31 мая в Гостином дворе выступят православные барды, в том числе и священники РПЦ, а 1 июня в Московском доме молодежи состоится концерт молодежных групп, которые исполнят песни в своем стиле.

Как эта музыка сочетается с традицией Русской Православной Церкви?

- Когда я говорю о традиции, я понимаю ее так, как о ней однажды высказался наш молодой философ Владимир Легойда, сказав, что традиция – это не только прошлое, но и настоящее, и будущее. В традиции мысли, опыт, знания, чувства передаются от поколения к поколению, от отцов – к детям, от дедушек и бабушек – к внукам, от учителей – к ученикам, от наших святых наставников – к нам, их нынешним послушникам. Традиция перестает быть традицией, если она замирает на одном своем звене, а, значит, прерывается.

Повторюсь. То, что исполнялось на концерте-открытии, вряд ли предназначено для исполнения в храмах, но всегда была культура богослужебной музыки и внебогослужебной. Та, которая наполняла храмовое пространство, и та, что объединяла людей после литургии или в семье, дружеском общении, концертном зале. Поэтому развитие разных стилей и направлений христианского творчества, в том числе и музыкального, бесспорно в России будет происходить, и надеюсь, что это развитие будет не данью моде, не каким-то следованием конъюнктуре, а действительно серьёзным выражением веры или, по крайней мере, поиском веры.

Вы говорили о внебогослужебной музыке. А как Вы видите развитие традиции в чисто богослужебной музыке? Ведь это тоже очень интересно.

Откровенно говоря, я не считаю, что некоторые композиторы, которые считаются сегодня классиками богослужебной музыки, такие, как, например, Кастальский, являются образцом молитвенного пения. Не я первый это сказал – многие священнослужители, деятели церковного искусства говорят о том, что русская церковная музыка XIX века – начала ХХ века оказалась под сильным влиянием оперы.

Сегодня пишутся новые богослужебные произведения. Известны песнопения и молитвы Свиридова, его ученика Антона Вискова, который много пишет богослужебной и околобогослужебной музыки, епископа Илариона (Алфеева), архиепископа Ионафана (Елецких). Каике-то из них можно признать удачными, какие-то нет, но очевидно, что когда современные авторы пишут литургическую музыку, они уходят от концертности и стремятся к молитвенности. Они больше не идут за итальянской оперой и иными направлениями облегченной чувственной музыки, а ищут выражения религиозного чувства и молитвы.

В этом плане, мне кажется, услышанная сегодня музыка того же Антона Вискова или епископа Илариона (Алфеева), хотя не принято хвалить своих старых друзей, но всё же показалась в духовном отношении более глубокой, более стремящейся к духовности, а не к душевности, чем те произведения XIX – начала XX века, которые сегодня исполняются в наших храмах.

Высказывается мнение, а не пора ли в православное богослужение допустить орган и другое инструментальное сопровождение пения...

– Я не думаю, что это необходимо. Мы тысячу лет жили в этой традиции. Я не считаю, что отсутствие инструментального сопровождения сильно ее обедняет. Но я еще раз хотел бы разделить богослужебное исполнение и концертное исполнение. Богослужение - это молитва, и хор тоже должен молиться, хотя он не всегда это делает. Мы знаем, что профессиональные хоры в храмах зачастую очень далеки от молитвенного настроения, но в идеале поющие люди должны возносить молитву к Богу, а музыкант, играющий на том или ином музыкальном инструменте, дальше отстоит от такого настроения. В концертном же исполнении музыкальное сопровождение вполне уместно, особенно такое тактичное и минималистическое, которое мы сегодня услышали у Антона Вискова.

Существует мнение, что богослужебной музыке вообще не место на концертной эстраде. Так считает, например, композитор и пианист Михаил Коллонтай-Ермолаев, человек глубоко верующий, бывший им еще в советские годы учения в Московской консерватории и не скрывавший этого.

Может быть, он и прав. Это, конечно, смелое суждение, особенно в устах человека, который участвует в организации подобного рода фестивалей, но давайте посмотрим на такую интересную закономерность. Как правило, в концертах обычно исполняется музыка, не очень типичная для молитвы. Кастальский, Бортнянский, Березовский и проч. Знаменное пение в концертах звучит редко. Оно стало исполняться в концертах только в конце 80-х годов ХХ века, когда появилась мода на религию. Обиходные песнопения в концертах не звучат вовсе, а именно они на 80 % звучат за нашими богослужебными богослужениями в непраздничные дни. Эти песнопения накрепко связаны с молитвой, и услышать их со сцены было бы достаточно удивительно.

Так что упомянутый Вами композитор в значительной мере прав, но в наше время, когда многие люди сталкиваются с церковным искусством только в концерном зале, такое исполнение может иметь миссионерское значение и многим дать уникальную возможность встретиться с церковным искусством.

Другое дело, когда наши хоры выезжают за границу и поют в храмах разных христианских конфессий. Там они поют именно обиход, и это вызывает огромный интерес.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"

Фото с сайта www.kreml.org


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования