Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Московской общины буддистов, сопредседатель Центрального духовного управления буддистов ДУЛМА ШАГДАРОВА: "Мы не мешаем главе БТСР Аюшееву работать. В то же время его организацию игнорирует не только Калмыкия, но и Тува"


Портал-Credo.Ru:: Какими событиями отмечена жизнь Московской общины буддистов в последние дни?

Дулма Шагдарова: Состоялась встреча с Георгием Евгеньевичем Рощиным из Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, с которым встречались сопредседатель Центрального Духовного управления буддистов (ЦДУБ) лама Агван Ешей Доржинов из Калмыкии и я. Мы давно хотели наладить с ними связь, теперь эта встреча состоялась. Мы обменялись мнениями о происходящих сейчас событиях.

– Как Вы оцениваете тот факт, что в последнем интервью в "НГ-Религии" Санжей-лама отнес к "нетрадиционным" все общины буддистов, кроме Буддийской традиционной сангхи России, и заявил об отсутствии "делового взаимодействия" с ними?

– Буддийская традиционная сангха России (БТСР) – это, конечно, официально зарегистрированная организация. Они ликвидировали Центральное духовное управление буддистов и создали БТСР. Так что они вправе существовать в качестве наследников ЦДУБ. В то же время они пока полностью игнорируют созданное в 2005-м Центральное духовное управление буддистов. В своем интервью Санжей-лама говорит о "традиционности", о национальной принадлежности, но если помнить, что мы живем в XXI веке, то надо помнить и то, что буддизм – это мировая религия. И что в составе ЦДУБа все традиционные школы тибетского буддизма представлены. У буддизма нет национальности - кто желает, тот и исповедует. Поэтому я удивляюсь, когда Хамбо-лама все время подчеркивает, что мы – "раскольники". Аюшеев пришел к власти, убрав другого Хамбо-ламу. Мы же не говорим, кто "раскольники", и кто – нет. Зачем же такие заявления, разделяющие нас, делать внутри одной конфессии?

- Вы имеете в виду его заявление "Интерфаксу" о том, что землю под храм выделили "раскольникам"?

- Да. И зачем каждый раз делать такие заявления, в которых не звучит правда? Нам – Московской общине буддистов школы Гелугпа, в которую входят русские и калмыки, буряты и тувинцы, - выделили землю, 30 соток, которые мы расширили до 60 соток. Планируется строительство трехэтажного храма общей площадью почти три тысячи квадратных метров. Для нас важно, что мы получили благословение от Его Святейшества Далай-ламы XIV. Аудиенция состоялась в ноябре 2004 года, когда он был в Калмыкии.

Его Святейшество сказал, что всем надо быть вместе - храм должен быть открыт для всех школ, всех направлений. И название дал: Центр изучения и практики Учения Будды. 28 декабря 2005 года вышло новое постановление Правительства Москвы о продлении срока строительства до конца 2008 года. В настоящее время мы заканчиваем согласование техусловий. Впереди еще одно согласование, прохождение регламентной комиссии и экспертизы. И я сейчас занимаюсь только документами.

Мы не мешаем главе БТСР Аюшееву работать. В то же время его организацию игнорирует не только Калмыкия, но и Тува, а поэтому многие сомневаются, что он может представлять всех российских буддистов. На самом-то деле не представляет. Если к нам приходят представители разных национальностей, то за Аюшеевым только буряты. А в созданное нами Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) вошло и Объединение буддистов Калмыкии. Сейчас в ЦДУБ 29 общин из Калмыкии, из Бурятии – около 20, из Москвы – 6 общин. Из Тувы, к сожалению, пока нет.

- А у вас не возникает опасений, что такая неприязнь со стороны Хамбо-ламы Аюшеева может создать препятствия строительству храма?

- Нет, в Москве решает Правительство Москвы, кому давать землю, кому не давать. Это не он решает. Ему уже давали землю в трех местах, но там ничего не построили. Сначала в районе платформы Сетунь официально давали несколько гектаров – так они в течение десяти лет оформляли бумагу, получали одну подпись. В последний раз давали по адресу: Воробьевское шоссе, 2. Тоже несколько лет ждали, пока они оформят, но они так ничего и не сделали. Поэтому, когда Московская община буддистов получила землю, идет подготовительная работа и заканчивается согласование всех документов.

- А что произошло с проектом буддийского храма на Поклонной горе?

Нет, на Поклонной место давали не Хамбо-ламе Аюшееву. Место выделили, но там же не общинный храм будет, а храм для поминальных служб – там ведь уже имеются православная часовня, мечеть, мемориальная синагога. Я считаю, что этим храмом должны все три республики – Бурятия, Тува, Калмыкия - владеть. Таково мое мнение. Ведь религиозные организации сейчас бедны, так что здесь нужны государственные средства.

А наша задача сейчас на пожертвования буддистов построить храм в Отрадном. А что касается фразы, что "раскольникам" землю дали, так им – Бурятской традиционной сангхе России – давали, но они ничего не построили. Кстати, у нас - у Центрального духовного управление буддистов – есть официальная регистрация в Министерстве юстиции, а на представительстве Хамбо-ламы появилась вывеска "Представительство Центрального духовного управления буддистов России". Но ведь в БТСР от этого названия отказались, а мы создали централизованную организацию – новую, но со старым названием. Так что в разговорах о "раскольниках" нет никакой логики.

Что касается традиционного недоверия бурятского народа к женщине-руководителю (эта мысль была высказана Хамбо-ламой Аюшеевым в интервью "Порталу-Credo.Ru"), то я только административную работу делаю. А когда храм построим, то там будут ламы все контролировать, и у нас будет новая благотворительная структура. Его Святейшество в 1979 году сказал: храм нужно строить тогда, когда он людям пользу будет приносить. Эти слова, сказанные в первый приезд Его Святейшества Далай-ламы, я всегда вспоминаю. Поэтому мы там предусмотрели медицинский центр, чтоб людям помочь. В традиционных буддийских монастырях всегда имелись медицинские центры. И благотворительная столовая будет. Храм должен давать поддержку людям – и духовную, и социальную.

- С кем Вы из зарубежных благотворителей Вы уже встречались?

- Мы получили поздравления с Новым годом от буддийского ордена "Ниппондзан-меходзи" из Японии. Это мои старые друзья из школы "Нитирэн". Я знала их старого учителя – Нитидатцу Фудзии, несколько раз принимала его в советские времена, поэтому его последователи не забывают меня ежегодно поздравить. Недавно я посетила Японию, и они меня очень хорошо встретили. В сентябре этого года буду принимать группу в 15-20 человек, которые поддерживают строительство буддийского храма в Москве.

Беседовал Валерий Никольский,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования