Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Замминистра науки и образования Исламской Республики Иран д-р ХОРРЕМШАТ: ”Мы в Иране убеждены, что русские, будучи православными христианами, более привержены духовным ценностям, нежели все остальные представители христианства


"Портал–Credo.Ru": Часто приходится слышать о том, что у шиитского Ирана и христианско–православной России, существует больше чем у кого бы то ни было точек цивилизационно-культурного соприкосновения. Ваше мнение по этому вопросу?

Д-р Хорремшат: Мы в Иране убеждены, что русские, будучи православными христианами, люди более глубоко верующие, более приверженные христианским духовным ценностям, чем все другие представители христианства. Чрезвычайно глубокое вмешательство Церкви в общественную жизнь на средневековом Западе имело своим последствием то, что католическое христианство сегодня утеряло свои позиции в обществе. Этого не было в России, у православных христиан и поэтому, несмотря на то, что коммунисты крайне жестоко выступили против религии вообще, и православного христианства в частности, тем не менее, православное христианство сохранило свои животворные корни. Поэтому мы в Иране предполагаем, что наши русские друзья в большей степени приобщены к христианской духовности.

– В России и, не в последнюю очередь, в российской мусульманской среде, суннитской в своем большинстве, бытует мнение, что Иран стремится осуществлять в России специфически шиитский призыв к исламу.

– Зная иранскую политику, я не соглашусь с такой точкой зрения. Имам Хомейни, будучи лидером иранской революции, постоянно указывал на необходимость рассмотрения ислама как единого целого, объединяющего начала. Если же шиизм проявляет свою специфическую позицию, то это уже другой вопрос. Здесь надо говорить о том, что шиизм это более рациональное, основывающееся на доводах разума понимание ислама и Корана. Уже последователи пророка в первом веке ислама разделились на две большие группы, условно называемые "люди решения" и "люди хадиса". Первые делали акцент на логические умозаключения и решения, а вторые опирались на предания-хадисы. Они сосредоточились соответственно в Иране, и в Хиджазе (нынешняя Саудовская Аравия). Эти два прочтения политического ислама сохраняются и сегодня. Это – политический ислам иранского образца, который более рационален, и политический ислам салафитско-ваххабитского образца, который все мы хорошо знаем. Причиной развития шиизма в современном мире основано, прежде всего, на рационалистической основе этого учения, его связью с философией и психологией. А вовсе не со специфическими религиозно-политическими интересами Ирана.

– В чем специфика современной шиитской теологии?

–Ту схоластическую школу, на которую опирается нынешнее шиитское большинство, именуемое "шиитами двенадцати имамов", принято именовать адалитами (от арабского слово адль – божественная справедливость). Два столетия назад произошло разделение шиитской богословской школы на усулитов ("принципалистов") и ахбаритов ("традиционалистов"). Усулиты отдают предпочтение авторитетам и умозаключениям современных богословов, в то время как ахбариты близки суннитским "людям хадиса" и первостепенное внимание уделяют традиции ранних лет ислама, зафиксированных в хадисах, хотя, в отличие от суннитов, признают цепочку имамов, восходящую к Али, зятю Пророка Мухаммада. Сегодня абсолютное большинство шиитов мира, в том числе и Иране – усулиты.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования