Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании АНАСТАСИЙ: “В нашей Церкви царит дух независимости и свободы, в сегодняшней Албании существует реальная религиозная свобода”


Портал-Credo.Ru: Ваше блаженство, мне привелось наблюдать ситуацию в Албании несколько лет назад, так сказать, изнутри. Создалось впечатление, что страна и мышление людей достаточно секуляризовано и в нем явно национальное самосознание доминирует над религиозным. Я до сих пор помню пример, когда девушка-албанка предпочла вопреки нормам шариата видеть своим женихом не боснийца-мусульманина, а албанца-христианина. В том числе и из подобного факта сложилось впечатление, что в Албании нет предпосылок для развития ислама в его фундаменталистском варианте. И еще один вопрос, можно ли утверждать, что Албанская Православная Церковь – это в значительной степени церковь национальных меньшинств – греков, славян- македонцев и черногорцев?

Архиепископ Анастасий: Cначала о Церкви. Паству Албанской Православной Церкви составляют как албанцы, так и славяне, греки, и представители других национальности. Литургический язык Церкви – албанский, но местные общины, в зависимости от национального состава ее членов, могут вести богослужение и на других языках. Еще я должен отметить, что нам удалось найти компромисс между использованием старого и нового календарного стилей. Мы предоставляем возможность решать этот вопрос самостоятельно на уровне отдельных общин. Кто хочет выбирает юлианский календарь, кто хочет – григорианский. В нашей Церкви царит дух единения и свободы. Второй момент – в сегодняшней Албании существует реальная свобода вероисповедания. Да, возможны случаи, когда выходец из мусульманской среды захочет стать православным. Но мы не занимаемся целенаправленным прозелетизмом. При этом Церковь открыта для всех. И также типично, когда родители, принадлежащие к одной религии, позволяют своим детям следовать другому исповеданию. Один поэт дажесказал, что для албанца важна не церковь, или мечеть, а то, что он или она – албанцы. Поэзия, конечно, вещь прекрасная, но она не всегда отражает реалии. В эпоху Энвера Ходжи (албанский коммунистический диктатор ортодоксально-сталинского типа – Ред.) к этой идее пытались обратиться. Но я не думаю, что серьезные христиане, или серьезные мусульмане связывают религию и национальную идентичность подобно тому, как это было в античных Греции и Риме. Религии – православие и ислам – имеют вселенское измерения. При этом не нужно забывать, что после того как в 1991 году пришла свобода, все люди стали религиозными. Существует многообразие религий и на фоне этого многообразия есть люди, которые подчеркивают, прежде всего, албанскую идентичность. Есть и такое, когда бывшие ранее фанатичными коммунисты, стали сегодня фанатичными православными или мусульманами.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала–Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования