Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель Макариев-Решемского мужского монастыря Ивановской епархии РПЦ МП, руководитель Центра «Свет Православия» игумен ЕВМЕНИЙ (Перистый): "После православной реабилитации бывший наркозависимый превращается в элемент религиозной системы"


Игумен Евмений (Перистый) – известный миссионер и профессиональный психолог, родился в 1969 году в Донецкой области Украины. Пришел в Церковь в 14 лет, а в 20 лет, отслужив в армии, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. Возглавлял лаврское издательство "Свет Печерский". С 1992 года является настоятелем Макариев-Решемского мужского монастыря Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии РПЦ МП, где проходят реабилитацию наркозависимые со всей России. Редактор издательства "Свет Православия". Автор книг о христианской психологии "Пастырская помощь душевнобольным", "Духовность как ответственность", "Луч надежды в наркотическом мире", "Батюшка, я — наркоман!", "Здравствуй, малыш!". Помимо этого, отец Евмений возглавляет молодежный отдел Ивановской епархии. В одном из своих интервью о. Евмений отмечал: "Молодежь сегодня, по-моему, нуждается в лидерах, авторитетах, по которым можно было бы строить жизнь. Поскольку молодежь (и это вполне естественно) претерпевает разочарование в официальных авторитетах (родители, учителя), нередко молодые люди находят их в главарях бандитских команд, или же строят жизнь по самым вызывающим образцам, наподобие Мэрлина Менсона". Уже семь лет о. Евмений занимается работой среди наркозависимых, однако признает, что молодежь подстерегает масса других зависимостей. В своих книгах и интервью о. Евмений подчеркивает: "Зависимость — это значит, что ты завис, ты висишь и висишь глухо. Ты не можешь сам себя снять с того, без чего ты не можешь жить. И в этом смысле наркотиком может быть огромное количество вещей. Есть никотиновая зависимость, алкогольная зависимость, есть зависимость от пива. Наши нынешние средства массовой информации лукавят, когда говорят: „алкогольные напитки и пиво". Пиво — алкогольный напиток, вызывающий устойчивую зависимость, которая ведет потом к другим формам зависимости. Существует сексуальная зависимость, когда человек не может контролировать свою сексуальную функцию, реализует ее беспорядочно и в нарушение законов, установленных Творцом. Существует зависимость от телевизора, от e-mail'а, от Интернета, от компьютерных игр".

Портал-Credo.Ru: Вы принимали участие в самых разных межконфессиональных антинаркотических акциях. Насколько, по Вашему мнению, методика работы с наркозависимыми отличается в центрах, созданных различными христианскими Церквами?

Игумен Евмений: Общее в подходе у православных и протестантских реабилитационных центров том, что на начальном этапе главное - изолировать человека и встроить его в трудовой и религиозный ритм жизни своей общины. Если, к примеру, наркозависимый, желающий излечиться от своего недуга, приезжает в православный монастырь, то для него основой жизни становятся послушание, труд, молитва, трапеза, богослужение и т.п. В протестантских реабилитационных центрах наибольший акцент делается на трудотерапии, а вместо богослужения проводятся молитвенные собрания, где изучается Библия, а также группой людей разбираются разного рода возникающие проблемные ситуации. При этом, негативные и позитивные моменты можно выделить как в православных, так и в протестантских реабилитационных центрах. Так, в течение православной реабилитации бывший наркозависимый превращается в элемент религиозной системы, нередко, если реабилитация происходит при монастыре, эмоционально и интеллектуально человек не развивается, а скорее просто кается и становится последователем монашеского стиля жизни. Нередко такой человек становится зависимым от благословений, что, в целом оправдано, поскольку человек сам не справился со своей свободной волей. Например, мне известно, что в одном из монастырей, где проживают наркозависимые, единственной литературой, доступной человеку, оказывается Псалтирь и Добротолюбие, а все остальные книги вплоть до Кураева и Достоевского конфисковываются и сжигаются. Нередко, выходя из монастыря, такому человеку сложно восстановиться в обществе, он либо там остается послушником, либо превращается в зашоренного человека, который тесно связан послушанием духовнику. Но многие бывшие наркоманы находят себя в этом, у них появляется свое место в церковной общине.

- А что происходит в центрах, созданных протестантскими общинами?

- Протестантские центры по реабилитации отличает акцент на эмоциональном восприятии Бога, самого существа веры и спасения. Молитва отличается от православной – мерной и спокойной. Протестанты раскрываются в эмоциональной динамике, кричат "Аллилуйя!", "Я прорываюсь к Тебе, Господь!" и т.п. И таким образом эмоциональный опыт зависимого перекрывает его наркотический опыт. Но вместе с тем приобретается зависимость от эмоциональной динамики группы верующих. Протестанты достаточно сильно зависимы от эмоционального разогрева, который выражается, как они это представляют, в эмоциональной экзальтации, которую они принимают за действие Святого Духа. Безусловно, Дух Святой может проявлять себя по-разному и где угодно, однако в данном случае надо разделять духовное и эмоциональное. В протестантских центрах приобретается зависимость от психической и эмоциональной, как говорят психологи,групповой динамики.

- А кто, на Ваш взгляд, достигает наибольших результатов в реабилитации наркозависимых?

- У православных и протестантов неодинаковое восприятие Бога и религиозной жизни. Они по-разному понимают формы работы с наркозависимыми. Конкретные результаты – человек вернулся в обществе и стал его полноценным членом - есть и у тех, и у других. Многие люди освободились от наркотической зависимости, а также стали верующими христианами. Одним из реально работающих форматов реабилитации у протестантов является свидетельство — бывшие наркозависимые постоянно рассказывают о том, что они когда-то были наркоманами, вели грешную жизнь, а Бог пришел и помог им. Этим они еще и еще раз убеждают и самих себя, и своих слушателей, таких же бывших наркоманов, как и они сами. Иногда эти свидетельства повторяются как заученная пластинка, но это помогает им пройти процесс социализации, как-то держаться на плаву. Человек рассказывает о том, кем он был и кем он стал, и вроде бы "срываться" уже неприлично. Это хорошо стимулирует.

- Чьи методы работы Вам наиболее близки?

- Мне близки те подходы, в которых делается акцент на личностный рост и развитие человека, на стремление привести человека к осознанию спасения и жизни с Богом. Мне приходилось слышать от некоторых православных священников о том, что "лучше в детстве умереть православным, чем потом жить в секте, так как человек в любом случае пойдет в ад, если не уверовал в Православие". Наше духовенство нередко проявляет активную враждебность по отношению к протестантским центрам. Однако надо учитывать тот факт, что если бывший наркозависимый после реабилитации в протестантской общине выжил, оказался встроенным в новый социальный и трудовой ритм, если в данном случае человеку помогли не православные, а другие христиане, то это является упреком в нашу сторону, призывает нас к большей социальной активности, но отнюдь не является поводом к враждебным действиям. Православные должны научиться работать и с такими трудными социальными группами риска, а не только с бабушками и с традиционными членами приходов.

- А в своей работе с наркоманами Вы используете разные программы?

- Уже около семи лет действует реабилитационный центр при Макариев-Решемском мужском монастыре Ивановской епархии. Постоянно в нем находится около десяти наркозависимых. Срок реабилитации – один год. В работе с наркозависимыми мы применяем личностно ориентированный подход, обучаем христианским ценностям, проводим группы по изучению Евангелия, посещаем православные богослужения. применяем широкий круг программ групповой терапии в контексте православного христианского мировоззрения. В рамках нашего центра мы постарались взять все лучшее, без противопоставления различных подходов.

Беседовал Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования