Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Руководитель информационно-аналитического центра Совета муфтиев России шейх ФАРИД АСАДУЛЛИН: "Использование в межрелигиозном контексте условного обозначения Корана как "Третьего Завета" вполне приемлемо и продуктивно"


Портал-Credo.Ru: Фарид-хазрат, в своеем выступлении на исламо-католической научной конференции в Москве Вы как будто бы предложили считать Коран "третьим Заветом" после Ветхого и Нового? Поясните, пожалуйста, Вашу мысль.

Фарид Асадуллин: Это обращение имеет адресатом современных "людей Писания" –иудеев и христиан, и речь не идет ни о какой "теологической революции". Дело, прежде всего, в острой необходимости создать для людей, последователей единой, монотеистической, идущей от пророка Ибрагима (Авраама – мир ему), традиции некий метаязык, единую систему понятий, единый инструментарий. Ведь именно отсутствие такого универсального коммуникативного средства для представителей различных монотеистических традиций уводит их от Истины.

Часто приходится слышать от православных, ну не богословов, конечно, а от простых бабушек возле церковной ограды, утверждения типа: Коран – это татарская Библия, а Аллах – это мусульманский Бог. Часто в подобного рода предрассудки изначально закладывается негативное смысловое содержание.

О том, чтобы запустить подобную дефиницию ("третий Завет") в обиход межрелигиозного диалога, я советовался с муфтием Равилем Гайнутдином. Он одобрил эту идею как рабочую гипотезу и в диалоге с католиками я впервые предложил такой подход. Это не вызвало никакого отторжения, и потому, я считаю, дальнейшее использование в межрелигиозном контексте условного обозначения Корана как "Третьего Завета" вполне приемлемо и более того вполне продуктивно.

– Еще Вы говорили о возможности признания христианами пророческой миссии Мухаммада?

– Собственно путь к положительному решению этого вопроса уже проложен в трудах Владимира Соловьева и Даниила Андреева. Последний, очень самобытный мыслитель, в своем труде "Роза мира" признавал посланническую миссию Мухаммада. В дальнейшем я узнал, что подобное понимание присуще значительной части современной православной интеллигенции, в частности покойному отцу Александру Меню и его последователям.

Я рискую предположить: если в христианстве пророками признаются такие библейские персонажи, достаточно второстепенные для понимания сути христианства, как, например, Амос или Осия, то отказывать в признании пророку Мухаммаду – это значит не признавать очевидных вещей, вытекающих из сути решений II Ватиканского Собора, чему и была посвящена конференция. Богословская мысль идет вперед, и людей, мыслящих как о. Александр Мень, все больше. Собственно, к этому призывает вся логика развития пророчества.

– И, наконец, озвученная Вами идея о внутреннем единстве между пророческими миссиями...

– Это не мое открытие – об этом говорит Коран, к этому подводят труды крупнейших российских мыслителей – Петра Чаадаева, Николая Добролюбова и Владимира Соловьева, а также иудея Мартина Бубера, протестанта Ганса Кюнга и нашего соотечественника татарского просветителя прошлого века Мусы Бегиева. Последний в своем труде "О всеохватности Божией милости" излагал принципы корректного отношения ислама к представителям других монотеистических религий. Кроме того, совершенно очевидны внутреннее единство и структурная согласованность всех пророчеств. Все они однозначно говорят о том, что нельзя неприязненно относиться к другим учениям только потому, что они другие.

В исламе как религии, завершающей авраамическую триаду, идея коранического плюрализма выражена наиболее полно. В Коране нет притязаний на монополию в области религиозной истины. Он проповедует и верность откровениям, данным великим пророкам прошлого, отмечая, что нет различия между пророками (Сура Корова, аят 136). И в ряду этих пророков – Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и Иисус.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования