Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Комитета защиты свободы совести, клирик Апостольской Православной Церкви священник ГЛЕБ ЯКУНИН: "Если наша страна намерена возрождаться, то нынешний гимн РФ абсолютно невозможен"


Портал–Credo.Ru: Как Вы можете прокомментировать иск в Конституционный Суд России по поводу того, что в российском гимне, вопреки светскому характеру государства, декларируемому в Конституции РФ, содержится фраза "Хранимая Богом родная земля" и "Россия– священная наша держава"? Что Вы вообще можете сказать по поводу нынешнего гимна Российской Федерации?

О. Глеб Якунин: Я думаю, что этот иск вполне адекватен. Дело в том, что был выброшен гимн на музыку "Патриотической песни" Михаила Глинки и восстановлена музыка советского гимна. Хотя юридически трудно оспаривать музыку по сравнению со словами – ее и не оспаривают, но музыка по своей природе воздействует на эмоции.

Я большую часть жизни, с молодости, прожил под эту музыку. Можно говорить о гипнотическом воздействии этой музыки. Эта музыка органически связана с тоталитарным сталинским режимом и поэтому подсознательно, хотя и не несет напрямую антидемократического смысла, действует на любого человека, выросшего в советские времена. Я, как почти профессиональный музыкант, уверяю, что тут есть воздействие просто гипнотических сил.

Что касается текста, то сочетание "священная наша держава" – этимологически проблема непростая. Противники моей позиции будут говорить, что "священная" – это не "святая". Но если взять простого нашего гражданина, простого человека, среди которых православными считаются 70-80 %, что, правда, очень сомнительно, то они не изучали филаретовский катехизис и они не видят разницы между понятием "святая держава" и "священная держава".

И тот, и другой вариант носят опасный, я бы сказал, языческий характер, потому что для православного человека основной принцип Христов: "Отдавайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу" (Мф. 22:21 – Ред.). Мы должны служить в армии, подчиняться законам государства, платить налоги, но сакрализировать, делать священным государство, тем более которое так и не принесло покаяния, нельзя. У нас вроде и произошел переход от коммунистической системы к капиталистической, хотя о том, насколько этот переход реален, можно спорить, но в плане идеологическом и духовном изменений не произошло, Посему формулировка "священная наша держава" – это чрезвычайно опасное представление.

Вообще слово "держава", и отсюда "великодержавники", приобретает опять весьма широкое распространение. Мы беседуем после первого празднования дня 4 ноября – полукарикатурного, но от этого не менее тревожного переноса его с 7 ноября. Как говорится, "из огня, да в полымя!". Мы видели, как при первом же праздновании "Дня народного единства" вышла на улицы Москвы многотысячная толпа, которая шла с великодержавными и ксенофобскими лозунгами. Ведь этот праздник перенесли продуманно. По существу, это праздник под эгидой победы над оккупантами, которые были в Кремле.

Парадокс в том, что наши скинхеды и их сторонники с длинными волосами выкрикивали: "Долой современных оккупантов, засевших в Кремле!" Так что Путин создал двусмысленную и опасную ситуацию в связи с этим праздником. Можно сказать: "За что боролись, на то и напоролись!" Эти люди будут поддерживать не только "священную" но утверждать, что она "святая" и великая держава. Это идея имперская, ксенофобская, ультранационалистическая и антисемитская. Она легко развязывает руки, учитывая, что все наши правоохранительные органы, от МВД до госбезопасности, покрывают все эти силы и потворствуют им. Особенно опасно, что это молодежь, которая идет очень опасным путем. Именно в этом должен разобраться Конституционный Суд России. Из трех высших судов, только Конституционный остается более-менее вменяемой и относительно демократической структурой. Он еще недостаточно разгромлен "вертикалью власти" и ей подчинен в меньшей степени.

Вторая проблема гимна – это фраза "Хранимая Богом родная земля". Хоть без конца и твердят, что у нас чуть ли не 60-80 % православных, но на самом деле мой опыт ночных богослужений на Рождество Христово, на Святую Пасху показывает, что даже в Москве, где наиболее религиозно продвинутая публика, и то максимум до 2 % населения приходит в храм. Для этих людей "богохранимая земля" звучит нормально. Но при этом наша Конституция утверждает, что наше государство светское и в нем первенствует принцип свободы совести. Тогда слово "Бог" ни в коем случае не может навязываться даже с чисто формальной точки зрения – у нас много атеистов.

Исходя из моего большого опыта как приходского священника, многолетнего депутата ситуация с количеством верующих с 1991 года практически не меняется. РПЦ МП практически миссионерством не занимается и реально не влияет на статистику религиозного состояния народа. А если и влияет, то скорее своими неприглядными деяниями в отрицательную сторону. Я уверен, что не менее 50 % нашего населения можно отнести к атеистам. Таким образом, эта фраза противоречит Конституции России с формальной точки зрения и не соответствует реальному мировоззрению половины совершеннолетнего населения с фактической.

Но есть и другая, чрезвычайно важная сторона – по поводу Богохранимости. Несмотря на то, что определенные круги кричат, что Российскую империю, Третий Рим разрушили евреи, в их терминологии – "жиды", нельзя не сказать, что в ЧК был большой процент бывших семинаристов. И они тоже расстреливали священников. Основная масса тех, кто уничтожали и грабили храмы и оскверняли штыками иконы, – это солдаты в лаптях, это русские крестьяне, это та Русь, которую считают Святой.

За то, что случилось в 17 году, так и не было принесено покаяния. Вина демократов первой волны, и Ельцина в том числе, что мы не сумели призвать народ к покаянию. С точки зрения Библии, с точки зрения богословской – что значит "Богохранимая страна"? Бог хранит страну, которая достойна этого. Мы видим сплошные кощунства, грехи, которые не исправляются, и нежелание раскаяться в прошлых чудовищных преступлениях партии Ленина–Сталина, в которых 70 лет соучаствовал народ. Мало того, восхвалял их, в том числе и православные архиереи РПЦ МП. Так насколько эта страна Богохранима?!

Если мы прочитаем Ветхий Завет, то увидим, что Бог даже Свой избранный, любимый еврейский народ наказывал, когда тот отступал от Его заповедей и истин Божиих. Он вел его к развитию, духовному совершенству. Если он отклонялся от этого пути, то Бог посылал многие испытания, горести и скорби, и, в первую очередь, египетское рабство. Когда же мы вышли из этого египетско-советского рабства, не произошло никакого покаяния. Вот мы и пожинаем сегодня плоды этого – на Петровке, 38, восстановили бюст Дзержинского, еще раньше восстановили советский, по сути, гимн, и после этого кощунственно говорить, что мы Богохранимы.

Как максимум, с богословской точки зрения, мы – Боготерпимая страна. По своему неизмеримому милосердию Бог до сих пор ждет от нас настоящего покаяния и надеется, что через страдания и скорби мы к покаянию придем. Так что этот гимн не соответствует историческим реалиям, духовному уровню народа и, наконец, Конституции. Мы видим мифы, потемкинские деревни, выраженные в словах и в музыке.

Этот судебный процесс будет очень непростым. Нужно найти хороших юристов и адвокатов, которые будут в нем участвовать со стороны заявителя. Сам факт, если Конституционный Суд примет эту жалобу к рассмотрению, будет важен, вне зависимости от результатов.

Если наша страна намерена возрождаться, то такой гимн абсолютно невозможен. С такой атрибутикой, как со звездами над Кремлем, с Красным знаменем со звездой в армии, наконец, с мумией Ленина и могилами большевистских преступников у его стен, Россия возродиться не сможет. Это мистический, духовный закон, как для каждого отдельного человека, так и общества.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования