Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Православный писатель и публицист ИГОРЬ СУВОРИН: "Старообрядчество – древний извод нашей общей православной веры"


Игорь, скажите, как Вы относитесь к старообрядчеству в целом и особенно к Белокриницкой иерархии?

-Я считаю, что старообрядчество – это древний и глубоко честный извод нашей общей православной веры. Многие из наших братьев и соратников-патриотов Святой Руси не понимают глубины этого явления. Ведь староверы сохранили нам древнее богослужение, сокровища знаменного пения, древнерусский уклад и быт, так важные для нас сейчас, когда в результате антинародных реформ и наступления глобализма русский человек все больше отдаляется от своих корней, теряет связь с матушкой-землей, почвой. А для старообрядцев это – не пустой звук. Вот, например, замечательная и увы позабытая книга Ивана Кирилова "Правда старой веры". Кирилов, кстати, ставший впоследствии большим патриотом Советской империи, убедительно доказывает в ней, что староверы в своем абсолютном большинстве всегда были гражданами и патриотами.

Что же касается Белокриницкой иерархии, то я думаю, что вместе с единоверцами это – наиболее близкое к Матери-Церкви течение староверия. В 1993 году в одних рядах защитников Белого дома стояли и наши священники, и белокриницкий протопоп с Урала Валерий Шабашов.

Что Вы скажете тогда о каноническом достоинстве Белокриницкой иерархии?

- Я думаю, даже убежден, что белокриницкие с самого начала ведут свою иерархию от Вселенского патриархата. В лице митрополита Амвросия (который, кстати, был славянин!) греческое православие пришло на выручку русским людям-патриотам, не желавшим отказываться от традиционных ценностей. Через него белокриницкие фактически находятся со Вселенской Церковью в духовном единстве.

Более того, мы знаем много случаев, когда священники и даже епископы Русской православной Церкви свободно примыкали к Белокриницкой иерархии, например знаменитый епископ Андрей, князь Ухтомский. Даже святитель Игнатий (Брянчанинов), будучи на Кавказе, защищал старообрядцев от гонений властей, ибо понимал, что Русь спасается не бюрократией и не западной культурой, а родной русской стариной.

И в наши дни между православными патриотами из Московского патриархата и Белокриницкой Церкви существуют достаточнотесные связи. Несколько юношей-белокриничан училось в духовных семинариях в Троицкой Лавре. А один из них – епископ Зосима некоторое время после окончания учебы пел в хоре нашей Церкви и даже работал секретарем епархии у покойного владыки Викторина. Отрадно, что затем он без всякого "отречения" вернулся в свою старообрядческую Церковь и даже стал в ней епископом. До сих пор он сохранил братские отношения со своими бывшими сокурсниками и коллегами.

Покойный Владыка Питирим любил вспоминать о своих незабываемых встречах со старообрядческим Владыкой Иосифом. Частым участником этих встреч был и будущий Святейший Патриарх Пимен.

И сейчас ведь есть немало старообрядцев-белокриничан, которые ходят одновременно и к себе, и в наши единоверческие храмы, молятся там, поют и даже регентуют на клиросе. Во время своих поездок по России покойный Владыка Андриан встречался и собеседовал со многими нашими владыками, в том числе с таким большим патриотом, как Владыка Вениамин Приморский.

Существует ли на Ваш взгляд возможность объединения старообрядцев с РПЦ МП?

-Некоторые малочисленные старообрядческие согласия вымрут сами собой, как сухие ветви, отпавшие от живого древа. Нам надо только бережно подобрать остатки этого некогда значительного направления. У меня самого в красном углу находится рябиновый Крест, который мне подарили на Вятке, люблю я и русские посконные рубахи.

Что же касается белокриницких старообрядцев, то я думаю, что объединение не нужно ни нам, ни им. Как сказал когда-то в замечательном интервью Святейший Патриарх, нам просто нужно признать Белокриницкую иерархию автономной православной Церковью старого обряда!

Некоторые говорят, правда, что на одной Русской Земле может быть только одна каноничная Церковь. Но ведь мы сейчас идем к единству с Зарубежной Церковью, а в ряде стран и городов есть ее приходы, где наши священники сосуществуют. Вот на днях в Берлине в русской Церкви перед Курской-Коренной чудотворной иконой Богородицы вместе молились архиепископ Марк Берлинский и наши священники. Верю, что скоро также мы будем молиться с нашими древле-православными братьями!

Что бы Вы пожелали будущему старообрядческому Митрополиту?

-Твердости и патриотизма. Он не должен забывать, что у нас со старообрядцами общее церковное будущее. 

Беседовал Игнатий Алексеев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования