Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Депутат парламента Турецкой республики, зам. председателя ПАСЕ профессор НЕВЗАТ ЯЛЧИНТАШ: "Турция не стремится к лидерству среди европейских мусульман"


Портал-Credo.Ru: Г-н Ялчинташ, Европейский мусульманский союз, презентуемый ныне в России, создан в Стамбуле, турецкие мусульманские деятели играют в нем значительную роль. Не является ли это стремлением Турции, или же турецкой мусульманской общины, стать лидером европейских мусульман, играть среди них ведущую роль?

Н. Ялчинташ: Нет, ни Турция, ни ее мусульманская община к этому не стремятся. Цель нашей новосозданной организации – сблизить мусульман Европы для сотрудничества, взаимопомощи и равноправного обмена идеями по решению их проблем. Безо всякого диктата или давления со стороны какого-либо одного государства, либо одной мусульманской общины.

– Недавно пришлось побывать в Турции. Отмечу, что турки с нескрываемой гордостью говорили о светском характере своего государства, о том, что в стране отменен шариат. Но ведь в исламе крайне трудно так жестко разделить религиозную и светскую сферу. Какова современная ситуация в этом вопросе, какова позиция вашей "Партии справедливости и развития" (Центристское исламское политическое движение, сегодня – правящая партия в Турции – Портал-Credo.Ru) .

- По-прежнему основополагающей ценностью турецкого общества остается, и я надеюсь, будет оставаться свобода вероисповедания. Каждый волен исповедовать ту религию, какую пожелает, жить по ее законам. Что же касается шариата, то это правовая система, по определению, могущая быть введенной в действие только государством. Наше же государство светское, придерживающееся принципа свободы совести и религиозного плюрализма. Подумайте сами, можно ли, придерживаясь таких принципов, вводить законодательство, основанное на положениях только одной религии.

– В последние годы в России очень много говорят о так называемом "еввразийстве". В России это понимается как идеология опоры на понимание России, как моста между цивилизациями Европы и Азии, некоем славяно-тюркском, исламо-христианском симбиозе. В турецком общественно-политическом лексиконе подобный термин так же присутствует. Какой смысл в него вкладывают в вашей стране, присутствует ли в нем религиозно-духовная составляющая?

– Эта идея вытекает из специфики геополитического положения Турции и имеет, прежде всего, экономическое содержание. Она символизирует то, что приоритетными для развития нашей страны являются экономические отношения с Россией и другими странами бывшего СССР, находящимися на евразийском пространстве.

– А пресловутый "пантюркизм", о котором так много говорят? Есть ли в нем религиозная составляющая?

– Современный "пантюркизм" (если, конечно, считать корректным применение этого термина) – это исключительно деятельность по культурному, а не политическому сближению общих по языку, традиции и истории народов – от Малой Азии и Кавказа до Восточной Сибири.

Беседовал Валерий Емельянов,
"Портал-C
redo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования