Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель греко-католической общины монахов св. Василия Великого в пос. Саргатское игумен ФИЛИПП (Майзеров): "Дети обсуждали после приезда епископа не богослужение, не слова о единстве христиан, а то, как епископ монахов из церкви выгнал"


Ординарий российских католиков византийского обряда епископ Иосиф Верт 30 июля посетил с пастырским визитом приход св. Терезы Младенца Иисуса в поселке городского типа Саргатское (Омской обл.). Этого визита с нетерпением ожидали члены местных латинских и греко-католических общин. Визит епископа должен был прояснить отношения между ординарием и верными разных обрядов. Особенно важной эта встреча была для католиков византийского обряда, которые ждали от владыки пастырского умиротворения и духовного утешения.

Однако визит епископа Верта поставил больше вопросов, чем дал ответов и, к сожалению, не водворил мира в Саргатской общине. Для выяснения ситуации корреспондент "Портала-Credo.Ru" обратился к игумену Филиппу (Майзерову).

Портал–Credo.Ru: Были ли заранее известны прихожанам и клиру цели визита владыки?

Игумен Филипп (Майзеров): Примерно за две недели было известно, что его превосходительство епископ Иосиф Верт хочет приехать в пгт Саргатское 30 июля сего года к 10:00, чтобы сослужить литургию свт. Иоанна Златоуста в византийском католическом приходе святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей славян. После этого было запланировано служение мессы в римо-католическом приходе св. Терезы Младенца Иисуса, после чего должна была состояться беседа епископа с прихожанами и чаепитие. Об этом было известно всем католикам пгт Саргатское.

-Какова обстановка в приходе? Какое количество верных разных обрядов проживает в поселке Саргатское?

– Настоятелем прихода двух обрядов (византийско-славянского и латинского) является иерей Сергий Голованов, который приезжает каждое воскресенье из Омска совершать Божественную литургию. Римскую мессу приезжает служить пресвитер Петер Даниш (из Германии – епархии Магдебурга), декан Омского региона, примерно два раза в месяц, по субботам.

Наша монашеская община ежедневно совершает полный круг богослужений приватно. Естественно, мы не выгоняем приходящих к нам паломников. На наших богослужениях часто присутствуют верные разных обрядов. Католиков византийско-русского обряда около 20 человек, одна верная византийско-украинского обряда, количество католиков латинского обряда мне точно не известно. Хотя этот вопрос лучше задать настоятелю прихода, ведь мы, согласно воле епископа Иосифа Верта, не проводим публичных богослужений и не ведём пастырскую деятельность.

– Чего ожидали от этого визита верные Российской Католической Церкви? Чего ожидала община монахов св. Василия Великого?

– Прихожане во главе с настоятелем прихода иереем Сергием Головановым и наша монашеская община ожидали от визита епископа отеческого слова и внимания, конструктивного диалога, ведущего к долгожданному христианскому миру и решения административных вопросов ординарием, которого назначил покойный Понтифик…

– Удалось ли Вам и о. Алипию наконец встретиться с епископом и решить насущные вопросы, касающиеся вашей общины?

– Встретиться удалось. Сразу после приезда епископа мы были представлены его превосходительству настоятелем прихода. Мы вместе с о. Сергием готовились сослужить литургию латинского обряда в связи с тем, что епископ не смог служить литургию византийского обряда. Такая практика допускается с условием, что каждый священник должен быть в облачении своего обряда и совершать крестное знамение и поклоны согласно своему обряду. Однако епископ отказал нам в сослужении, не объяснив причины, и мы все молились вместе с прихожанами. После мессы последовала адорация – латинский обряд выставления для созерцания Св. Даров. Далее служащее духовенство пошло в ризницу, где о. Сергий в очередной раз попытался представить епископу наши документы, которые свидетельствуют о нашем воссоединении со Вселенской Церковью. Епископ отказался брать в руки документы, как это было и перед богослужением. Его превосходительство также без объяснения причины отказался разговаривать с нами. В связи с этим никаких вопросов решить не удалось. Со встречи с прихожанами епископ приказал нам уйти, чему мы подчинились. По свидетельству многих прихожан, епископ подверг сомнению добрые намерения и бескорыстие епископа Мартыняка, принимавшего нас в полноту общения с Преемником Петра. Он выразил мнение, что мы заплатили за это деньги. Этим утверждением епископ Иосиф Верт публично обвинил митрополита Католической Церкви в симонии. Это очень печально.

– Как Вы оцениваете действия епископа – как человек, христианин и монах?

– Вопрос не простой. С одной стороны, для нас, как для монахов, это полезно. Такие духовные упражнения помогают вырабатывать терпение и смирение. Как христиане, мы должны помнить, что сугубая благодать Святого Духа, присутствующая в епископе с момента хиротонии, не изменяет его индивидуального человеческого характера. Это подобно пророческому дару. Богом вдохновлённые пророки писали под воздействием благодати Святого Духа, Который, однако, не отнимал их индивидуальность, присущую каждой человеческой личности. Как человеку с природой, повреждённой последствиями первородного греха, мне, естественно, приятно не было. Я не страдаю духовным мазохизмом и считаю гораздо более естественным для христианина, когда со мной разговаривают как с человеком.

– Как отнеслись к поведению преосвященного прихожане? Изменилось ли к Вам отношение местных жителей после визита владыки?

– Реакция была разной. Немецкие старушки-латинянки были счастливы, что на их глазах унизили "русских попов", мужчина, который стал недавно посещать богослужения, говорил, что епископ – "лицо компетентное", знает, что говорит и делает. Многие так и не поняли, в чём дело. Остальные пережили горькие минуты разочарования. Вчера к нам на вечерню пришёл Виктор Косов, верный латинского обряда. После вечерни он стал спрашивать, что произошло. Говорит, что узнал о том, что епископ выгнал нас из храма, от своей мамы, что она до сих пор не может прийти в себя. Сказал, что видит, как мы живём уже более восьми месяцев, ходит к нам на богослужения и не верит тому, что сказал епископ. Около девяти часов вечера того же дня позвонила Татьяна Осинцева, верная византийского обряда, и также сказала, что субботние события вызвали у нее шок. Её дети обсуждали после приезда епископа не богослужение с созерцанием Святых Даров, не слова епископа о единстве христиан, а то, как "епископ монахов из церкви выгнал". Люди приходят, звонят, выражают своё сочувствие. Мы стараемся успокоить всех, потому что не хотим, чтобы эмоции и умственный разброд возобладали над духом христианского единства. Отношение людей к нам изменилось в положительную сторону. Прихожане стараются нас поддерживать и просят нас не уезжать. Говорят, что они знают, что когда у них не хватает времени для молитвы, то наша община ходатайствует за них перед Богом.

– Для любого христианина, а тем более – монаха, выбор между смиренным послушанием своему епископу и конфронтацией с ним – выбор нелегкий, а порой и вовсе невозможный. Стоит ли перед Вами этот выбор?

– Этот выбор перед нами, как католиками и монахами, не стоял и стоять не будет. Святой отец наш Василий в 22 главе книги "Подвижнические Уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве" говорит: "От подвижника по Богу требуется, чтобы он оказывал такую же добрую покорность наставнику. Ибо Христос избрал учеников, показывая… такой род жизни, потому что наставник есть ни что иное, как человек, который представляет собой лицо Спасителя, ставшего посредником между Богом и людьми и священнодействуя перед Богом спасение покорных ему. И этому учимся у Самого Христа, Который Петра поставил после Себя пастырем Своей Церкви". Эти слова раскрываются в Апостольском обращении Святейшего Отца Иоанна Павла II "Vita Consecrata": "Послушание, осуществляемое в подражание Христу, пищей Которого было творить волю Отца (ср. Ин 4: 34), раскрывает освобождающую красоту сыновней, а не рабской зависимости, исполненной смысла ответственности и одухотворенной взаимным доверием, которое является в истории отражением исполненной любви гармонии трех Божественных Лиц". Несомненно, что наша монашеская община всегда готова проявить послушание, основанное на смысле и доверии. Мы всегда готовы проявить послушание, имеющее целью более совершенное следование Евангельским призывам и постановлениям канонического права. Естественно, что ни о какой конфронтации не может быть и речи. И главное: слушать Бога, ведь совершенство послушания лежит в согласовании нашей воли с волей Бога. Наша община сделала свой выбор – следовать за Христом, как бы трудно это не было в нашем политизированном мире.

– Каковы ближайшие планы общины монахов св. Василия Великого?

– Закончить строительство иконостаса в византийском храме, закрепить новую дарохранительницу в храме католиков латинского обряда. Необходимо срочно заняться переводом "Октоиха" и "Минеи общей" на русский язык. Постараться заработать ещё на один компьютер… К сожалению, мы сейчас не имеем возможности проводить общественные богослужения и духовные упражнения. Надеемся, что через какое-то время мы сможем послужить Народу Божию и этим. А пока - молитва и работа.

Беседовала Наталья Геда,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования